Андрей Давыдов
По-будничному тихо в самый разгар летних отпусков опубликован федеральный закон № 320-фз от 03.08.2018 года с ничего не говорящим названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Между тем, за последние несколько лет в дискуссии о концепции этого федерального закона сломано немало общественных, экспертных и бюрократических копий – ведь, он посвящен добровольному страхованию жилых помещений от повреждений в результате чрезвычайной ситуации (ЧС).
Так почему же долгожданный федеральный закон в отличие от процесса его обсуждения не получил никакой (!) реакции в обществе ?
Ответ, как нетрудно заметить, заключается в скучном содержании федерального закона, суть которого сводится к следующему:
- федеральное правительство передает региональным властям право реализовывать на своей территории «программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования»
- принципиальные условия (методики) разработки вышеуказанных программ и расчетов страховых тарифов устанавливаются Минфином и ЦБ соответственно
- страхование жилых помещений – это всего лишь дополнительный источник средств возмещения ущерба застрахованным жилым помещениям наряду с оказанием помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
- в случае утраты (гибели) застрахованного жилого помещения возмещение ущерба осуществляется страхователю - собственнику жилого помещения в денежной форме либо путем предоставления субъектом РФ в его собственность другого жилого помещения
- в случае повреждения застрахованного жилого помещения возмещение ущерба осуществляется страхователю страховщиком в пределах страховой суммы, а также субъектом РФ исходя из размера (доли) его участия в возмещении ущерба.
Таким образом, федеральный закон фактически призван перераспределить бюджетную нагрузку в связи с причинением жилым помещениям граждан ущерба в результате чрезвычайной ситуации.
При этом взносы граждан-страхователей на уплату страховых премий по «госпрограмме» имеют единственный экономический смысл – возможность получить в собственность новое жилое помещение или его денежный эквивалент взамен утраченного из-за ЧС жилья.
Кому же принятый федеральный закон окажется интересен ?
Представляется, что однозначно ответить на это вопрос нельзя.
Во-первых, многое будет зависеть от параметров (экономических настроек) созданной законодателем модели страхования жилья от чрезвычайных ситуаций, на что потребуется целый год, по истечении которого принятый федеральный закон, собственно, и вступит в силу.
Во-вторых, не надо быть провидцем, чтобы констатировать: основным бенефициаром должен стать «федеральный бюджет», который избавится от хотя бы части расходов на возмещение ущерба гражданам от утраты жилья в результате чрезвычайных ситуаций – это станет заботой региональных бюджетов и страховщиков.
В-третьих, интересы региональных властей и страховщиков при страховании жилья граждан от чрезвычайных ситуаций по модели федерального закона № 320-фз могут (и неизбежно будут) существенно отличаться от интересов федерального правительства и граждан – этот вывод по аналогии следует, например, из только что опубликованного Генеральной Прокуратурой РФ обобщения практики прокурорского надзора в сфере соблюдения законодательства в области долевого строительства в 2017-2018 годах.
…
Со временем предложенная законодателем модель страхования жилья от ЧС должна трансформироваться в добровольный вид страхования с актуальными для рыночной экономики условиями – главное, избежать на этом пути уподобления нынешнему ОСАГО.