Источник: ПРАВО.RU
Такое решение принял Верховный суд.
Верховный суд удовлетворил жалобу жительницы Санкт-Петербурга Марины К. к страховой компании «Росгосстрах» и присудил выплатить ей 400 000 руб. вместо 15 000.
В 2017 году женщина попала в аварию на своей машине. Участники ДТП решили не вызывать инспекторов ГИБДД и заполнили Европротокол. «Росгосстрах» насчитал ей всего 15 000 руб. возмещения, та не согласилась и обратилась к независимому эксперту, который оценил ущерб уже в 58 000 руб.
С этим заключением через некоторое время Марина обратилась в суд, и в июне 2019 года иск был удовлетворен частично. Более того, за почти два года набежала неустойка в размере 192 000 руб., но суд снизил ее до 35 000 руб. Сумма рассчитывалась на основе предельной выплаты по Европротоколу на момент обращения (50 000 руб.) и размера выплаты (15 000 руб.).
Пройдя все инстанции, женщина обратилась в ВС. Итоговая сумма, назначенная коллегией по гражданским делам, превысила насчитанный страховщиками ущерб почти в 30 раз. Большая часть суммы – неустойка.
Сейчас при нарушении срока страховой выплаты или срока выдачи направления на ремонт страховщик за каждый день просрочки платит 1% от размера возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему. При этом общий размер неустойки не может превышать 400 000 руб.
«Правоприменение положений ГК по таким спорам регламентируется в том числе разъяснениями Верховного суда. Но пока правовая позиция не включена в постановление Пленума ВС или в обобщение судебной практики, дело прецедентным не станет», – считает руководитель юридической службы Национального Автомобильного Союза Вадим Геворкян.
Он отметил, что стороны будут ссылаться на это дело, но судьи уже будут принимать решение на свое усмотрение, поскольку каждый из них может быть как согласен с решением коллеги, так и не согласен.
Как выяснили «Известия», у Марины К. в собственности как минимум три автомобиля, и все они за последние три года попадали в ДТП с последующими судами со страховыми компаниями. И суда вставали на сторону женщины.
«В данном кейсе есть несколько типичных признаков, которые часто считаются указывающими на злоупотребление правом. Во-первых, у человека несколько автомобилей, и ответственность по ОСАГО застрахована в разных страховых компаниях. Обычно добросовестные, законопослушные автовладельцы так не делают, – считает заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов.
Он также обратил внимание на то, что в этом деле невелика разница между размером ущерба, определенного независимой экспертизой, и размером ущерба, выплаченного страховщиком. Согласно Единой методике оценки ущерба, при разнице между независимой оценкой и оценкой страховщика, не превышающей 10%, оспаривать в суде такую страховую выплату нельзя.
Страховщики не исключают, что подобные случаи могут сказаться на доступности ОСАГО и его стоимости. «На мой взгляд, это ведет к снижению доступности ОСАГО. Потому что платить в 10 раз больше при тех же тарифах означает глубокий убыток, и страховщики будут вынуждены сужать круг клиентов, что сказывается на доступности», – отметил руководитель управления андеррайтинга обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров.