Источник: ВСС
Как пояснил президент ВСС Игорь Юргенс, «помимо стандартной типовой программы, которую сформировал союз, идут переговоры по подготовке программ для конкретных регионов, начинаем с тех, кто сильнее всего страдает от стихии, проводим своего рода «роад-шоу», выясняем болевые точки и стараемся искать возможности для сотрудничества».
В ходе первых совещаний в Иркутской области и Хабаровском крае была высказана заинтересованность в разработке и реализации программ компенсации ущерба, причиненного жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования. В совещаниях приняли участие представители Банка России, Минфина России, Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и страховщиков.
Инициатива провести разъяснительную работу в регионах принадлежит регулятору страхового рынка и страховому сообществу, в ближайшее время ВСС направит в данные регионы предложения по началу работы, направленной на разработку региональных программ.
4 августа 2019 года вступили в силу поправки в закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", позволяющий регионам разрабатывать свои программы страхования жилья.
В первых пилотных регионах на текущем этапе речь идет о планах по разработке программ, которые будут учитывать перечень рисков, распределение долей участия в возмещении ущерба региона и страховщиков в программе страхования.
По сути, речь идет о масштабировании на всю страну программы страхования по аналогии с той, которая действует в Москве уже 20 лет и обеспечила охват страхованием на уровне 50% квартир, средний платеж в месяц составляет до 150 рублей на квартиру.
Речь о необходимости принятия программы страхования федерального масштаба ведется несколько лет, особенно остро встала именно после наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году, ущерб от которого составил 527 миллиардов рублей. Пострадавшими были признаны около 190 тысяч человек. По итогам обследования 2,48 тысячи жилых объектов на Дальнем Востоке были признаны непригодными для проживания, еще почти шесть тысяч нуждались в капитальном ремонте.
В этом году стихия обрушилась на Иркутскую область, где пострадали более 10 тысяч домов. Здесь ущерб оценен в 35 млрд рублей.
В ходе совещаний с руководством регионов отмечалось, что местным властям в короткие сроки необходимо сформировать программы и заявить бюджетирование на будущий год по рискам страхования от ЧС. По сути, главам регионов необходимо планировать защиту от ЧС не в надежде на прямую федеральную помощь, а опираться на механизмы страхования и последующего перестрахования у национального перестраховщика (фактически под госгарантии выплат).
Вторым аспектом, который важен при урегулировании случаев затопления домов, является тот факт, что, поскольку в настоящее время подавляющая часть пострадавшего жилья не застрахована, компенсации гражданам производятся федеральными и региональными властями исходя из утвержденных социальных норм, а не исходя из фактически понесенного ущерба. Кроме того, их выплата занимает большой промежуток времени, а некоторые убытки вообще не могут быть компенсированы. Так, до сих пор не все жители дома в Магнитогорске, пострадавшего от взрыва, получили компенсации. В частности, проблемы могут возникнуть у граждан, покупавших квартиры в ипотеку. Перед тем, как получить компенсацию, им нужно погасить ипотеку, так как пострадавшую квартиру надо передать администрации города и на ней не должно быть обременений, которые возникают, если квартира заложена в банке по ипотечному договору.
Всего только в 2018-2019 годах в результате масштабных стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций пострадали более 12,5 тысяч домов.
Предполагается, что выплаты страховые компании будут производить в значительно более сжатые сроки, закрепленные правилами страхования. Сами страховые программы и риски, которые будут подлежать страхованию, должны будут определить региональные власти. Они же определят способ, которым граждане будут платить за страхование (как правило, такая графа появляется в квитанции за ЖКХ, при этом, поскольку страхование добровольное, платить или не платить за страховку гражданин решает самостоятельно). Страхование жилья предполагает субсидирование со стороны властей, что делает стоимость страховки для граждан существенно дешевле, чем при обычном коммерческом страховании. О создании какого-либо специализированного фонда, о чем писали ряд СМИ, речь не идет, будут задействованы исключительно механизмы страхования и перестрахования.