Источник: ВСС
В соответствии с Основными направления развития финансового рынка на 2019-2021 годы Банком России подготовлен Консультативный доклад «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг».
В настоящий момент регулятор проводит обсуждение с участниками рынка текущей ситуации и предлагаемых Банком России мероприятий по развитию альтернативных механизмов инвестирования, способствующих притоку длинных денег в экономику. Страховое сообщество (ВСС) наряду с представителями крупных венчурных фондов, государственных институтов развития, органов власти, участниками рынка, инвесторами принимает активное участие в стратегических сессиях.
Участники финансового рынка выделяют следующие сдерживающие факторы развития рынка прямых инвестиций в России и причины низкой заинтересованности инвесторов в прямых инвестициях:
- высокие ожидания реализации риска мошенничества и недобросовестной деятельности лица, привлекающего инвестиции, связанные с нецелевым расходованием полученных средств;
- ожидания инвесторов относительно высокой вероятности реализации риска правоприменения и трудностей защиты права собственности и интеллектуальных прав;
- низкий уровень доверия к управляющим фондов прямых инвестиций, связанный с неуверенностью в наличии у таких управляющих необходимой экспертизы по управлению фондами прямых инвестиций, а также отсутствие истории инвестирования для анализа;
- низкая информированность о возможностях прямых инвестиций из-за неполноты доступных статистических данных, не позволяющая достоверно оценить величину и стоимость риска для данного типа активов;
- неопределенность относительно возможности реализации актива по окончании планового срока инвестирования (проблема выхода из инвестиции), связанная с невысокими темпами роста экономики и неблагоприятными факторами, влияющими на инвестиционный климат в стране;
- отдельные недостатки правового регулирования – в частности, не позволяющие физическим лицам и негосударственным пенсионным фондам являться сторонами договора инвестиционного товарищества, неограниченная ответственность товарищей-вкладчиков по общим налоговым обязательствам;
- отсутствие достаточного опыта оценки рисков инвестиций в фонды прямых инвестиций, поскольку институт фондов прямых инвестиций в России находится на этапе становления;
- отсутствие инструментов минимизации рисков инвестирования в фонды прямых инвестиций по сравнению с другими альтернативными классами активов;
- низкая заинтересованность потенциальных инвесторов (институциональных инвесторов и физических лиц) в долгосрочных прямых инвестициях в связи с высокой неопределенностью, наличием инструментов, обеспечивающих высокую безрисковую доходность, и пр.
Страховые компании не проявляют интереса к прямым инвестициям, что связано как с регуляторными ограничениями в отношении выбора инструментов для инвестирования страховых резервов, так и со страновыми особенностями деятельности. Средний срок страхового полиса в России составляет 1,5 года, полиса инвестиционного страхования жизни – от 3 до 5 лет.
Кроме того, с учетом перехода на новые требования к финансовой устойчивости и платежеспособности, ужесточения требований к капиталу, в ближайшей перспективе инвестиции в активы, относящиеся к альтернативным механизмам инвестирования, характеризующимся низкой ликвидностью и высоким риском, для страховщиков будут неприемлемыми.
Безусловно, надо принять во внимание планируемые меры по развитию рынка прямых инвестиций, а также постепенный переход страхового сектора к использованию риск-ориентированного подхода к регулированию, который позволит страховщикам в будущем иметь зрелую и надежную систему управления рисками, корпоративного управления, а также эффективно использовать капитал в зависимости от величины и характера принимаемых рисков. Вышеперечисленное, а также возможность привлечения дополнительного капитала и долгосрочного финансирования благодаря укреплению финансового положения и повышению прозрачности деятельности позволяет сделать вывод о том, что альтернативные механизмы инвестирования будут востребованы страховым сектором.
Особенно это будет важно для развития долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования. Уже сейчас долгосрочные резервы страховщиков жизни составляют более одного триллиона рублей, и на данный момент большинство активов – это государственные и муниципальные ценные бумаги, чья доходность снижается. При этом со стороны потребителей существует спрос и потребность иметь программы с различным уровнем доходности и риска, что на практике возможно при широкой диверсификации инвестиционного портфеля.