Источник: РСА
Российский союз автостраховщиков (РСА) полагает, что формирование единой системы ОСАГО является важной стратегической задачей в рамках интеграционных процессов Союзного государства. Однако для ее создания необходима полная унификация российского и белорусского гражданского и страхового законодательства, и на данный момент задачи такой единой системы ОСАГО полностью решают сертификаты “Зеленая карта”. Об этом сообщил президент РСА Игорь Юргенс.
Он отметил, что для создания единой системы ОСАГО на территории Союзного государства крайне важна синхронизация подходов к рассмотрению и урегулированию требований потерпевших в части организации осмотра и независимой экспертизы, подходов к определению размера убытка и учета износа, а также организации ремонта. Также важно выработать единые подходы по вопросу возмещения вреда жизни и здоровью.
Сейчас, например, на территории России и Беларуси действуют разные правила в части Европротокола: лимит возмещения в Республике Беларусь составляет всего 800 долларов и недопустимы разногласия между участниками аварии, тогда как в РФ даже при наличии разногласий минимальная выплата по Европротоколу составляет 100 тысяч рублей. Кроме того, потребуется интеграция белорусских страховых компаний в систему прямого возмещения убытков (ПВУ), для чего, в свою очередь, необходимо их участие в российской платежной системе - что на данный момент невозможно в силу законодательного ограничения на участие иностранных компаний в национальных платежных системах.
В то же время, сейчас взаимное признание полисов ОСАГО РФ и республики Беларусь фактически реализовано в рамках системы “Зеленая карта”. Страховой сертификат “Зеленая карта” выдается уполномоченными страховщиками в РФ в качестве подтверждения наличия ОСАГО в Республике Беларусь. Аналогичным образом белорусские сертификаты “Зеленая карта” признаются в России. Взаимное признание же национальных полисов ОСАГО Республикой Беларусь и Россией юридически означало бы взаимную отмену действия российских и белорусских “Зеленых карт” на территории Союзного государства и включение этих рисков в национальные полисы ОСАГО.
При этом российские страховщики в год выдают около 500 тысяч “Зеленых карт” для поездок в Республику Беларусь, что составляет около 1% от всех ежегодно заключаемых полисов ОСАГО. Таким образом, включение в российский полис ОСАГО покрытия по Республике Беларусь будет означать, что риски небольшого количества автовладельцев покрываются за счет всех остальных автовладельцев, не имеющих имущественных интересов в таком страховании, то есть это приведет к росту тарифов для всех автовладельцев.
“Безусловно, в рамках идеи интеграции России и Республики Беларусь унификация такого важного страхового продукта, как ОСАГО, является крайне важной стратегической задачей. Однако, решая ее, важно не сломать удобный продукт и не сделать его дороже для автовладельцев. Вносить изменения в законодательство необходимо постепенно, переходя к созданию именно единой системы ОСАГО в самый последний момент, когда все другие изменения будут подготовлены”, - сказал Игорь Юргенс.