НОВОСТИ

Перестрахование - ахиллесова пята для страховщиков РФ после введения санкций

Источник: allinsurance.kz

 

Введение американских и европейских санкций, затрагивающих российские финансовые институты, национальные компании и бизнесменов, скажутся на страховщиках - в первую очередь на операциях международного перестрахования.

 

Вопрос альтернативного обеспечения перестраховочной защиты по рискам клиентов обсуждается Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) с ведущими страховщиками, но они не справятся самостоятельно с вызовом без участия Банка России и «Российской национальной перестраховочной компании» (РНПК). Как показал опрос страховщиков, проведенный «Интерфаксом», предстоящие решения могут означать переформатирование всего рынка перестрахования в РФ.

 

Ахиллесова пята

 

«Мы предвидим трудности с заключением новых договоров перестрахования, есть риски при проведении оплаты премий по договорам перестрахования, а также риски блокировки перестраховочных выплат по ним», - сказал президент ВСС Игорь Юргенс «Интерфаксу».

 

Говорить о наборе конкретных мер поддержки сегмента перестрахования преждевременно, считает он, ситуация слишком быстро меняется. «Однако уже сегодня понятно, что речь пойдет о необходимости докапитализации Российской национальной перестраховочной компании для расширения поддержки прямых страховщиков, а также о формировании механизма консолидации перестраховочных возможностей внутреннего рынка в РФ, о формировании механизма, аналогичного перестраховочному пулу. Нахождение дополнительных перестраховочных емкостей - задача номер один сегодня для российского страхового рынка», - подчеркнул Юргенс.

 

Как сообщалось 28 февраля, крупнейшие российские бизнесмены были включены в «черный список» Евросоюза. Под санкции подпал и страховщик «СОГАЗ» (косвенная доля в VK). До этого в аналогичный санкционный список США компания «СОГАЗ» как крупнейший российский корпоративный страховщик или компании этой страховой группы не входили. Различной степени ограничения санкционным списком США были наложены на страховщиков российских банков - «Открытие», Совкомбанка и Сбербанка, но объемы их корпоративных договоров страхования и масштаб бизнеса несопоставимо меньше. Очаг напряжения в дальнейшей судьбе договоров перестрахования - в сфере перестрахования авиационных, космических и иных крупных корпоративных рисков.

 

«Самую большую тревогу у страхового сообщества сегодня вызывают вопросы перестрахования», - подтвердил «Интерфаксу» руководитель одной из ведущих страховых компаний. По его словам, «при отказе международных перестраховщиков от договоров облигаторной и факультативной перестраховочной защиты встанет вопрос о расширении поддержки РНПК в перестраховании рисков крупных проектов. РНПК ведь и создавалась в РФ именно для этого - для перестрахования санкционных рисков».

 

До настоящего времени Банком России и его дочерней компанией - РНПК - не заявлялось о каких-либо мерах для компенсации возможных затруднений страховщиков в сфере перестрахования. Однако и со стороны западных перестраховщиков наблюдается сдержанная реакция на разворачивающиеся события, новые крупные контракты не заключаются, но пока значимых разрывов действующих перестраховочных контрактов также не было. Партнеры взаимодействуют в штатном режиме, сообщили участники страхового рынка «Интерфаксу» в ходе опроса. Аналитики изучают границы введенных ограничительных мер, в которых могут быть предусмотрены исключения, в том числе по серьезным энергетическим российским проектам. Однако в целом удар по перестрахованию воспринимается собеседниками как очень серьезный.
По оценке российских перестраховщиков, по итогам 2021 года до 75% перестраховочной защиты российских рисков организовано при участии международных перестраховщиков.

 

«По факту - для нас Европа это основной рынок перестрахования», - обратил внимание «Интерфакса» источник на рынке перестрахования. По его словам, «все компании, которые работают с Россией, даже если там есть японские или американские, или ближневосточные акционеры, зарегистрированы в Европе или Лондоне», это следует принимать в расчет.

 

«Санкции означают запрет на работу, - сказал он. - То есть ни принимать риски, ни получать возмещение от перестраховщиков не получится».

 

Альтернатив несколько - «расширение участия РНПК, собственное удержание (просто ничего не отдавать в перестрахование, потому что непонятно, как в принципе дальше будет ситуация развиваться), формирование внутреннего перестрахования, изменение структуры страхового портфеля», сделал вывод собеседник агентства.

 

Новые риски перестрахования

 

Ассоциация профессиональных страховых брокеров (АПСБ) со ссылкой на председателя совета Катерину Якунину сообщила, что «негативно на росте стоимости перестрахования» сказывается изменение курса национальной валюты, но «этот риск не является критичным для отрасли».

 

«По договорам страхования, страховые суммы по которым номинированы в долларах США, увеличивается размер премии в рублях при сохранении тарифов. Падение курса рубля будет способствовать тому, что этот фактор добавит несколько процентных пунктов к темпам роста российского страхового рынка в 2022 году. В 1998 году, в 2008 году, в 2014 году, в другие периоды резкое снижение национальной валюты приводило к тому, что страховщикам приходилось больше платить за перестрахование в рублях. Но и получали компании от страхователей премии тоже в рублях», - привела пример Якунина.

 

По ее словам, больше сложностей возникает с покупкой облигаторных перестраховочных программ. «По ним, как правило, перестраховочная премия оплачивается квартальными платежами, поэтому процесс становится более управляемым, а сама стоимость облигаторного перестрахования не очень велика. В части факультативного перестрахования все зависит от скорости действий страховщика - получили деньги от клиента в рублях по курсу, осуществили перевод по доле иностранных участников сумм в долларах США на день перевода. Риск тут исключительно на страховщике и минимизируется за счет оперативных действий», - развила тему валютных рисков в перестраховании Якунина.

 

Куда большие сложности связаны с риском расширения санкций, считает Якунина. В этом случае «даже при наличии купленной облигаторной перестраховочной защиты у страховщика возникает риск неполучения средств по доле перестраховщиков в возмещении ущерба - средств будут заблокированы до момента снятия санкций. А вот прямому российскому страховщику придется перед своим клиентом выполнять обязательства по договору страхования при убытке в полном объеме. Эта норма содержится в Гражданском кодексе РФ», - напомнила глава совета АПСБ.

 

Попытка компенсировать недостаток перестраховочных емкостей силами российских страховщиков натолкнется на проблему «недостаточной внутренней емкости для обеспечения перестрахования крупных проектов, - считает она. - Даже с учетом РНПК, у рынка есть потребность в передаче значительных объемов в перестрахование на международный рынок».

 

«Отказ международных перестраховочных рынков от работы с российскими игроками и рисками несет самую большую угрозу для и страховщиков, и страхователей, и регулятора, и экономики в целом. Решение, безусловно, может быть найдено и на внутреннем рынке или на альтернативных рынках, однако, такое переключение может занимать не один год», - подчеркнула Якунина.

 

Изменение статуса РНПК

 

Компания РНПК создавалась по инициативе Банка России, она действует в строгом соответствии со всеми текущими требованиями регулятора, а значит, на нее распространяются нормативные требования финансовой устойчивости и платежеспособности - как на всех коммерческих игроков. (Например, положение ЦБ 710-п, где изложены требования по концентрации рисков, по размещению страховых резервов и собственных средств и другие).

 

При создании компании формировались ожидания прибыльного роста бизнеса. Ухудшение ситуации, связанной с отказом иностранных рынков от перестрахования российских рисков, увеличит нагрузку на РНПК. «Размера собственных средств РНПК может быть недостаточно для того, чтобы обеспечить защитой встречный возрастающий поток бизнеса», - высказал предположение «Интерфаксу» эксперт в области перестрахования рисков. То есть рост объемов передаваемых рисков неизбежно натолкнется на невозможность РНПК соблюдать нормативы регулятора.

 

«Дальнейшие действия зависят уже не столько от РНПК, сколько от акционера компании - либо компания будет докапитализироваться, либо она будет обладать особым статусом, чтобы действовать в нарушение требований по достаточности капитала, осознавая, что такие исключения создаются по причине неблагоприятной ситуации и ее непрогнозируемого развития», - сказал собеседник агентству.

 

По его словам, если в целом посмотреть на горизонт времени более 10 лет, «в истории российского рынка перестрахования не было ни одного года, когда общий объем страхового возмещения, полученного от перестраховщиков, превысил бы размер переданных в перестрахование премий. То есть в целом перестраховочный бизнес является прибыльным для перестраховщиков. РНПК на длинном горизонте, при неизменности позиции, может справиться с любым объемом при соответствующей поддержке со стороны рынка и регулятора».

 

«Страховому сообществу предстоит сформулировать свои пожелания по отношению к РНПК и ЦБ РФ в сфере укрепления сегмента перестрахования. А регулятору в свою очередь предстоит дать оценку реалистичности запросов рынка, удовлетворить их или предложить соответствующую альтернативу», - заключил собеседник «Интерфакса».

 

АО «Российская национальная перестраховочная компания» было создано по закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» решением своего единственного учредителя - Банка России, которому принадлежит 100% акций компании. Цель создания РНПК - формирование перестраховочной защиты по санкционным рискам, а также поддержание устойчивости внутреннего рынка перестрахования. По закону страховыми компаниями передаются РНПК санкционные риски без ограничений, а также не менее 10% доли всех рисков по прочим договорам, предназначенных для передачи в перестрахование.

 

Согласно данным ЦБ, чистая прибыль «Российской национальной перестраховочной компании» (РНПК) по итогам 9 месяцев 2021 года выросла на 27,7% - до 7,9 млрд рублей.

 

Источник: Интерфакс