Источник: Роспотребнадзор
Специалисты Роспотребнадзора совместно с экспертами проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработали памятку для потребителей «ФИНАНСОВАЯ КИБЕРГРАМОТНОСТЬ И БОРЬБА С МОШЕННИЧЕСТВОМ», которой содержатся рекомендации как снизить онлайн-риски.
Пандемия коронавируса ускорила переход потребления в онлайн, породив новые риски. Роспотребнадзор напоминает об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг.
Кредитование:
- навязывание ненужного кредита / займапри продаже товара или услуги;
- предоставление неполной информациио кредите – часть сведений «спрятана» в дальних разделах договора;
- скрытые комиссии, спрятанные в «тарифном плане»;
- займы, взятые посторонним на ваше имя;
- «порча» кредитной истории:финансовая организация «забывает» сообщить в бюро кредитных историй о закрытом обязательстве;
- отказв реструктуризации кредита на заявленных условиях;
- недобросовестные кредитные брокерыи псевдоброкеры, взимающие оплату без оказания услуг;
- псевдопомощники: обещают «исправление» кредитной истории, поиск «законного» способа не платить долги», но только выманивают деньги и усугубляют положение.
Страхование:
- включение в полисы условий, снижающих вероятность получения страхового возмещения;
- блокирование заключения договоров в электронном виде, если они невыгодны страховщику;
- невнесениеагентом полиса в базу компании и присвоение денег страхователя;
- продажа накопительного инвестиционного страхования жизнипод видом депозита;
- занижение суммы страховой выплаты.
Инвестирование:
- предложение сложных продуктов (структурные облигации, производные финансовые инструменты) без надлежащего разъяснения их сути и рисков;
- сложно структурированные тарифы, подталкивающие к избыточной торговой активности;
- некачественные консультации, в т.ч. данные роботом-советником («робоэдвайзинг);
- «автоследование»(автоматическое повторение сделок) за неумелым «инвестиционным гуру»;
- возможность кражи части денег или ценных бумаг в случаенедобросовестности брокера или управляющего.
Роспотребнадзор настоятельно рекомендует потребителям, столкнувшимся с указанными нарушениями обратиться в Единый консультационный центр по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный). Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках.
При наличии признаков совершенного преступления вы можете обратиться на бесплатную «горячую линию МВД России» 8-800-222-74-47, через портал (если это Интернет-мошенничество, обратитесь в управление «К» МВД России) или в отделение полиции по месту жительства.