Источник: Ингосстрах
Компания «Ингосстрах» и Финансовый университет при Правительстве РФ провели совместное исследование спроса на автокаско в условиях выхода из самоизоляции и пандемии COVID-19. В телефонном опросе приняли участие жители городов с численностью населения свыше 250 тыс. человек. В каждом из городов в ходе трех волн исследования, проведенных в апреле-мае, были опрошены не менее 300 человек в возрасте от 18 до 65 лет.
Кризисная ситуация, вызванная распространением пандемии COVID-19, повлекла за собой резкий спад активности населения – как на рынке автотранспорта, так и на рынке моторного страхования. Особенно показательными были март и начало апреля. По данным АЕБ продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в апреле упали на 72% по сравнению с апрелем прошлого года. В мае падение продаж оказалось также существенным, хотя и менее значительным – рынок упал на 52%.
В то же время, по данным наших исследований, общий спад интереса потребителей к приобретению неновых автомобилей оказался гораздо менее значительным – в конце марта и начале апреля число тех, кто был намерен приобрести подержанный автомобиль, снизилось на 17%, тогда как спрос населения на приобретение новых автомобилей упал на 39% по сравнению с показателями апреля прошлого года. Однако уже в середине апреля интерес к приобретению автомобилей начал постепенно расти и во второй половине мая он вышел на уровень весны прошлого года. В первую очередь тенденция коснулась подержанных, а затем и новых автомобилей. В структуре спроса на автомобили сегодня быстрее всего растет интерес потребителей к приобретению машин из нижнего ценового сегмента (таких как Лада или УАЗ), увеличивается также спрос на автомобили из верхней ценовой группы (таких как BMW, Мерседес и др.). Что касается новых автомобилей, то, по нашим наблюдениям, спрос растет быстрее всего в сегменте цен «выше среднего» (например, Фольксваген, Шкода, Хендай и др.).
Если говорить о страховании каско автотранспорта граждан, то здесь, как и на рынке автомобилей, максимальный провал спроса, по нашим оценкам, пришелся на начало апреля нынешнего года. После этого началось постепенное восстановление спроса населения на страхование каско. Согласно данным исследования, сегодня 2,5% автовладельцев выражают намерение застраховать каско собственного автомобиля в течение ближайших месяцев. Самый большой спрос на страхование каско мы отмечаем среди автовладельцев Санкт-Петербурга, Москвы, Мурманска, Нижневартовска и Тольятти. Среди автомобилей, для которых чаще всего покупают страхование каско, лидируют массовые марки – Лада, КИА, Тойота и Рено вместе формируют более половины спроса на этот вид страхования.
«Несмотря на кризисную ситуацию и некоторую растерянность потребителей, с которой мы столкнулись в конце марта и начале апреля этого года, можно сказать, что сейчас рынок добровольного автострахования начинает постепенно оживать. Конечно, продажи новых автомобилей еще не восстановились в полной мере, но уже начинают открываться дилерские салоны, заработали станции технического обслуживания, и это позитивно влияет на рынок, – комментирует руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. – В условиях возвращения к нормальной жизни, роста интенсивности движения на дорогах, приобретение полиса каско для тех, кто сделал паузу в страховании из-за коронавирусной эпидемии, становится насущной необходимостью. Наличие страхового полиса становится неотъемлемой составляющей стандарта потребления и высокого качества жизни. В каком-то смысле возникший кризис только подчеркнул важность защиты своих активов и необходимость инвестиций в собственное спокойствие».
Доля тех, кто в течение ближайших 2-3 месяцев намерен приобрести полис страхования каско для своего автомобиля
(от числа автовладельцев, принявших участие в исследовании)
1 |
Санкт-Петербург |
4,3% |
2 |
Москва |
3,0% |
3 |
Мурманск |
2,8% |
4 |
Нижневартовск |
2,6% |
5 |
Тольятти |
2,6% |
6 |
Магнитогорск |
2,4% |
7 |
Казань |
2,4% |
8 |
Ульяновск |
2,4% |
9 |
Самара |
2,4% |
10 |
Ярославль |
2,4% |
11 |
Архангельск |
2,3% |
12 |
Тверь |
2,3% |
13 |
Череповец |
2,3% |
14 |
Иваново |
2,2% |
15 |
Воронеж |
2,2% |
16 |
Екатеринбург |
2,2% |
17 |
Петрозаводск |
2,2% |
18 |
Калуга |
2,2% |
19 |
Ижевск |
2,2% |
20 |
Йошкар-Ола |
2,2% |
21 |
Челябинск |
2,2% |
22 |
Рязань |
2,1% |
23 |
Вологда |
2,1% |
24 |
Пермь |
2,1% |
25 |
Курган |
2,0% |
26 |
Набережные Челны |
2,0% |
27 |
Калининград |
2,0% |
28 |
Волгоград |
2,0% |
29 |
Владимир |
2,0% |
30 |
Оренбург |
2,0% |