Источник: СФУ
Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин принял участие в круглом столе «Альтернативные способы разрешения споров на рынке финансовых услуг», организованном НИУ ВШЭ в Москве 13 апреля 2022 года.
Спикерами мероприятия выступили ученые-юристы, а также члены Совета Службы финансового уполномоченного: Михаил Мамута, член Совета директоров Банка России, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России; Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков; Сергей Беляков, президент Саморегулируемой организации Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов.
По мнению Юрия Воронина, институт финансового уполномоченного, который работает с 2019 года, состоялся и в полном объеме выполняет все свои функции. Об этом, в частности, свидетельствует статистика по снижению количества судебных споров в результате введения досудебного урегулирования, которую привел председатель Верховного суда Вячеслав Лебедева на Совещании судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов под председательством Президента Российской Федерации В. В. Путина в феврале 2022 года. Согласно этим данным количество страховых споров продолжает снижаться: в 2019 году судами было рассмотрено 221 тыс. дел, в 2020 году – 119 тыс. дел, в 2021 – 107 тыс. дел. Наблюдается сокращение споров и в кредитной сфере: в 2019 году судами было рассмотрено 69 тыс. дел, в 2020 году – 50 тыс. дел, в 2021 – 41 тыс. дел. Это позволяет судам сосредоточиться на решении сложных, коллизионных дел, оставив типовые случаи на рассмотрение финансового уполномоченного.
Юрий Воронин сообщил, что в 2021* году в Службу финансового уполномоченного поступило 184 073 обращения. Средний срок рассмотрения обращений составил 16 рабочих дней при том, что в 48% случаев потребовалось проведение независимой экспертизы. Участники круглого стола отметили, что такой срок рассмотрения – существенное преимущество по сравнению с гораздо более длительным судебным процессом.
В 2021 году финансовые уполномоченные приняли 110 713 решений. По данным главного финансового уполномоченного, 34,8% (38 550 решений) из них были приняты в пользу потребителя. Юрий Воронин призвал интерпретировать эти данные с учетом обязательности претензионной стадии: до подачи обращения финансовому уполномоченному потребитель должен направить претензию финансовой организации и получить от нее ответ. С появлением института финансового уполномоченного финансовые организации начали менять свое поведение и стремиться урегулировать спор с клиентом еще на стадии направления им претензии. Поэтому для получения истинной картины удовлетворения жалоб потребителей необходимо сложить исходы их рассмотрения финансовыми организациями на претензионной стадии и непосредственно финансовыми уполномоченными. Однако даже после прохождения претензионной стадии, когда финансовые организации были полностью уверены в правоте своей позиции, тем не менее, финансовые уполномоченные более чем в 34 процентах от общего количества обращений встали в споре гражданина с финансовой организацией на сторону потребителей.
В 2021 году финансовые организации подали 13 365 жалоб на решения финансового уполномоченного. 11 455 из них рассмотрено судами.
Отменено 542 решения – это 0,48% от общего числа принятых решений и 4,05% от решений, по которым поданы жалобы.
По словам главного финансового уполномоченного, в каждом втором иске финансовых организаций предъявлено требование о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ. В связи с этим наделение финансового уполномоченного правом снижать размер неустойки может существенно снизить число обжалований его решений. Участники круглого стола активно поддержали эту инициативу, отметив что она «давно назрела».
Еще одна проблема при обжаловании решений финансового уполномоченного – предоставление финансовой организацией новых доказательств в суде. По мнению Юрия Воронина, не следует принимать во внимание в судах материалы, которые не были предоставлены сторонами спора финансовому уполномоченному при рассмотрении обращения, так как это нивелирует всю предшествующую работу по рассмотрению спора и провоцирует дополнительную нагрузку на суды. В случае введения такого процессуального порядка рассмотрения жалоб на решения финансовых уполномоченных (по аналогии с апелляционным производством в судах) стороны будут мотивированы к представлению исчерпывающего перечня доказательств на досудебной стадии, что поможет выносить объективные решения и снизит количество обжалований.
По мнению Юрия Воронина, полученный опыт трехлетнего досудебного урегулирования споров уникален для России и может быть использован в более широких целях. В частности, он предложил наделить финансового уполномоченного компетенцией по рассмотрению споров о незаконных переводах пенсионных накоплений и снять лимит размера рассматриваемых финансовым уполномоченным требований по обращениям в отношении НПФ.
Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в своем выступлении заявил, что Банк России «концептуально поддерживает» инициативы по наделению финомбудсмена новыми полномочиями. Он, в частности, отметил, что финансовый уполномоченный мог бы рассматривать споры розничных инвесторов с профессиональными участниками финансового рынка.
*Данные о работе Службы финансового уполномоченного в 2021 году могут быть уточнены в Годовом отчете, который будет опубликован на сайте не позднее 1 июня 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».