Источник: ФАС
Срок действия Постановления Правительства РФ № 386, определяющего случаи допустимости соглашений банков и страховщиков, истекает почти через полтора года. Уже сейчас настало время задуматься, каким должно стать взаимодействие банков и страховщиков после 2021 года
Об этом начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России заявила на сессии «Будущее «цифрового» страхования: барьеры, мешающие «оцифроваться» 6-го ежегодного Форума лидеров страхового рынка.
Она отметила, что, несмотря на выработанные правила допуска страховщиков к страхованию рисков заёмщиков, такие правила нередко существуют только на бумаге. Статистика банков показывает, что по факту потребители страхуют свои риски в той страховой, которую им называет банк.
«Стоимость этой страховки оставляет у потребителя такое же неприятное впечатление, как и сам факт навязывания. И если сегодня клиент берет потребительский кредит в одном банке, то завтра навязанная ему страховка уже не подходит другому банку, в котором он хотел бы перекредитоваться», - пояснила Ольга Сергеева.
В таких случаях теряется потребительская ценность и пропадает интерес к страхованию, что мешает развитию рынка. Искажённая конкурентная среда ведет к нарушению баланса в соотношении цена/качество.
«Постановление Правительства № 386, определившее случаи допустимости соглашений банков и страховщиков, действует уже более десяти лет. Оно сыграло свою позитивную роль и претерпевало изменения, отвечая на потребности рынка, – сказала начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России. – Но теперь ему осталось действовать немногим более полутора лет, и уже сейчас настало время задуматься, каким должно стать взаимодействие банков и страховщиков после 2021 года».
По ее словам, за прошедшее время изменилось качество надзора, изменился сам регулятор, прошла реформа рейтинговой отрасли, созданы правовые основы для работы маркет-плейсов.
«Поэтому, во-первых, необходимо обсуждать отказ от сложных и многообразных требований и методик оценки банками платежеспособности страховщиков и переходить к двум простым и понятным потребителю критериям - наличию лицензии и рейтинга платежеспособности любого российского рейтингового агентства», – подчеркнула спикер.
«Во-вторых, нужно сформировать минимальные стандартные требования к страховым услугам. Выполнение этих требований должно делать полис любой страховой организации обязательным к приему банками. Сегодня требования к страховой услуге у банков различаются, и не всегда обоснованно. Маленький хитрый пунктик, специально вставленный в требования, делает невозможным прием полисов других страховщиков. Такого быть не должно», – подчеркнула Ольга Сергеева.
Возвращаясь к теме сессии она отметила, что минимальные стандартные требования создают возможности продажи таких продуктов дистанционно, в том числе на маркет-плейсах, обеспечивают конкуренцию за счёт предложения лучшей цены и качества. В свою очередь дистанционные продажи снижают потребности в дорогом банковском канале.
«Маркет-плейс в этом отношении может сыграть важную роль в возвращении здоровой конкурентной среды в сфере банкострахования и создании реальной потребительской ценности страховых продуктов. Хорошо, когда клиент решит покупать на площадке полис потому, что ему это выгодно, потому что ему заплатят при страховом случае, а ещё, возможно, на ту сумму, на которую он себя застраховал, ему выдадут потребительский кредит, когда он ему понадобится».
«Мы готовы начать обсуждение изменений постановления Правительства № 386 в этом ключе и приглашаем рынок направлять в Федеральную антимонопольную службу свои замечания и предложения», - заключила Ольга Сергеева.