Источник: ALLINSURANCE.KZ
Пандемия поспособстовала рекордным финансовым результатам российских страховщиков. Несмотря на то, что рост страховых премий сдерживался, страховых случаев также стало гораздо меньше, объясняют аналитики агентства НКР.
Доналоговая прибыль российских страховщиков в 2020 году достигнет рекордных 305 млрд рублей, говорится в исследовании рейтингового агентства НКР (есть в распоряжении РБК). Последние пять лет этот показатель растет. В 2016 году страховой сектор заработал 109 млрд, в 2017 году — 121 млрд, в 2018 году — 204 млрд и в 2019 году — 247 млрд рублей, отмечает НКР.
Рост прибыли авторы исследования объясняют влиянием пандемии. С одной стороны, COVID-19 сдерживал рост премий, с другой — позволил сократить убытки, поскольку страховых событий стало меньше. Повторить этот успех в 2021 и 2022 годах вряд ли удастся. Этому помешают усиление конкуренции, возвращение страховых случаев на обычный уровень и снижение инвестиционных доходов из-за низких процентных ставок.
В 2020 году страховые премии по всему рынку сократятся на 1,1% до 1,47 трлн рублей, а в 2021 году — вырастут на 3,8% до 1,52 трлн рублей, говорится в исследовании.
В этом году премии снизятся в сегментах добровольного медицинского страхования (ДМС), автокаско и страхования имущества физлиц. По ОСАГО изменений к прошлому году не будет. Сегменты страхования жизни, страхования от несчастных случаев и страхования имущества юрлиц покажут рост, причем страховые премии в последнем сегменте вырастут сразу на 6,5%.
В 2021 году ситуация изменится. Сокращения премий аналитики НКР ожидают лишь в двух сегментах — ДМС (минус 2,9%) и каско (минус 3%). В ДМС это будет вызвано ростом конкуренции на рынке и сокращением бюджетов в компаниях, которые обеспечивают сотрудников полисами медстрахования. В сегменте автокаско давление будут оказывать падение продаж новых автомобилей, увеличения доли продуктов с франшизой и высокая конкуренция в сегменте. Существенно вырастет объем премий в сегменте страхования жизни — на 7,3%. Драйвером роста в нем будет стремление клиентов на фоне низких ставок по депозитам увеличить комиссионный доход с помощью продуктов инвестиционного и накопительного страхования жизни.
ОСАГО готовится к росту
По ОСАГО в 2020 году страховщики соберут столько же премий, сколько и в 2019 году, — 215 млрд рублей, а в 2021 году — 225 млрд рублей (+4,7%), прогнозируют аналитики НКР.
Благодаря росту конкуренции и расширению тарифного коридора вплоть до недавнего времени средняя страховая премия в сегменте снижалась, отмечают авторы исследования. Но инфляция и дорожающие запчасти приведут к росту выплат по ОСАГО.
«Первые изменения тарифной политики страховщиков в сторону увеличения средней премии проявятся уже в декабре 2020 года. Рост более чем на 5%, с нашей точки зрения, не имеет фундаментальных причин и может привести к расширению теневого сектора», — предупреждают авторы.
В августе 2020 года вступили в силу очередные поправки, призванные сделать тарифы ОСАГО более индивидуализированными. Тарифный коридор был расширен на 10% вверх и вниз — до 2471 и 5436 рублей соответственно, а страховщики получили возможность учитывать большее количество факторов при расчете стоимости полиса.
Многие из этих параметров страховщики взяли из моделей, которые они используют при расчете стоимости каско. Среди них — нарушения ПДД, пол и возраст водителя, дата получения водительского удостоверения и так далее. Летом 2020 года ЦБ также изменил региональные тарифы ОСАГО.
Но эти новшества не решили проблем регионального дисбаланса, система ОСАГО по-прежнему спонсируется отдельными регионами, говорится в отчете НКР. По их оценке, «запасом прочности» в тарифе ОСАГО обладают Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Камчатский край, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа, Владимирская и Тюменская области и Татарстан. «Дефицит прочности» наблюдается в Ингушетии, Северной Осетии, Дагестане, Карачаево-Черкесии, Чечне, Тыве, Еврейской автономной области, Приморском крае, Байконуре и Хакасии.
На стоимость ОСАГО могут влиять дорожающие запчасти, поскольку часть из них импортируется, а значит чувствительна к курсу доллара или евро, отметил главный аналитик ГК АЛОР Алексей Антонов. Но летние поправки делают стоимость полиса более персонифицированной, то есть для безаварийных водителей «автогражданка» будет дешеветь, подчеркнул он.
Источник: РБК (RBC.ru)