Елена Фролова
29 декабря 2019 года зарегистрирован в Минюсте РФ и опубликован на сайте ЦБ официальный текст Указания Банка России от 4 декабря 2018 года № 5000-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Этот нормативный акт устанавливает новые размеры и другие условия определения тарифов на полисы ОСАГО для граждан и организаций с 9 января 2019 года (за исключением ряда положений, вступающих в силу в иные сроки).
Наиболее важным для страхователей ОСАГО является, пожалуй, Приложение 1 к указанию ЦБ № 5000-У, в котором установлены минимальные и максимальные значения базовой ставки страхового тарифа на ОСАГО.
Для наглядности в скобках приведем аналогичные данные, действовавшие до 9 января 2019 года.
ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
БАЗОВЫХ СТАВОК СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ
(их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях)
№ |
Тип (категория) и назначение транспортного средства |
Базовая ставка страхового тарифа (рублей) |
|
Минимальное значение ТБ |
Максимальное значение ТБ |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категории "A", "M") |
694 (867) |
1 407 (1 579) |
2 |
Транспортные средства категории "B", "BE" |
|
|
2.1 |
юридических лиц |
2 058 (2 573) |
2 911 (3 087) |
2.2 |
физических лиц, индивидуальных предпринимателей |
2 746 (3 432) |
4 942 (4 118) |
2.3 |
используемые в качестве такси |
4 110 (5 138) |
7 399 (6 166) |
3 |
Транспортные средства категорий "C" и "CE" |
|
|
3.1 |
с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее |
2 807 (3 509) |
5 053 (4 211) |
3.2 |
с разрешенной максимальной массой более 16 тонн |
4 227 (5 284) |
7 609 (6 341) |
4 |
Транспортные средства категорий "D" и "DE" |
|
|
4.1 |
с числом пассажирских мест до 16 включительно |
2 246 (2 808) |
4 044 (3 370) |
4.2 |
с числом пассажирских мест более 16 |
2 807 (3 509) |
5 053 (4 211) |
4.3 |
используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок |
4 110 (5 138) |
7 399 (6 166) |
5 |
Троллейбусы (транспортные средства категории "Tb") |
2 246 (2 808) |
4 044 (3 370) |
6 |
Трамваи (транспортные средства категории "Tm") |
1 401 (1 751) |
2 521 (2 101) |
7 |
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей |
899 (1 124) |
1 895 (1 579) |
Нетрудно заметить, например, что для принадлежащих гражданам транспортных средств категории "В" базовый тариф на полис ОСАГО с 9 января 2019 года станет меньше на 25% и не больше 20% предыдущего.
Это означает, что с 9 января 2019 года у каждого страховщика ОСАГО расширяется "поле для маневра" при формировании его собственной тарифной политики на высококонкурентном отечественном рынке ОСАГО, и вовсе не факт, что все страховщики сразу же поднимут цены на полисы ОСАГО.
Другим заметным изменением при определении стоимости полиса ОСАГО с 9 января 2019 года станет более точный в годах учет страховщиками ОСАГО стажа и возраста водителя при сохранении ранее действовавшего принципа: чем меньше возраст и стаж водителя, тем дороже для него полис ОСАГО.
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и водительского стажа
лица, допущенного к управлению транспортным средством
№ |
Стаж, лет/ Возраст, лет |
0 |
1 |
2 |
3 - 4 |
5 - 6 |
7 - 9 |
10 - 14 |
более 14 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
16 - 21 |
1,87 |
1,87 |
1,87 |
1,66 |
1,66 |
|
|
|
2 |
22 - 24 |
1,77 |
1,77 |
1,77 |
1,04 |
1,04 |
1,04 |
|
|
3 |
25 - 29 |
1,77 |
1,69 |
1,63 |
1,04 |
1,04 |
1,04 |
1,01 |
|
4 |
30 - 34 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
1,04 |
1,04 |
1,01 |
0,96 |
0,96 |
5 |
35 - 39 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
0,99 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
6 |
40 - 49 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
7 |
50 - 59 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
8 |
старше 59 |
1,60 |
1,60 |
1,60 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
Наконец, стоит особо выделить изменение порядка присвоения КБМ с 1 апреля 2019 года:
- коэффициент КБМ водителя определяется ежегодно на период с 1 апреля по 31 марта года, следующего за годом определения КБМ, включительно, является неизменным в течение указанного периода времени и применяется по всем полисам ОСАГО, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанном периоде времени
- Коэффициент КБМ владельца транспортного средства - юридического лица определяется на основании размеров коэффициента КБМ, определенных для каждого транспортного средства, владельцем которого является данное юридическое лицо.
Как и для водителей, коэффициент КБМ юридического лица определяется ежегодно на период с 1 апреля по 31 марта года, следующего за годом определения КБМ, включительно, является неизменным в течение указанного периода времени и применяется по всем полисам ОСАГО, заключенным в указанный период времени в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо.