Источник: ALLINSURANCE.KZ
Эксперты туристической отрасли предсказывают новую консолидацию в российской туриндустрии. Количество юрлиц, работающих в сфере туризма, сократится в 2019 году минимум на 20%, заявила «НГ» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Туристам советуют тщательнее проверять своих агентов и операторов. На всякий случай надо готовиться к экстренной эвакуации, которая потребовалась клиентам злополучной «Жемчужной реки», «Натали Турс» и других компаний, причинившим ущерб 27 тыс. клиентам на 2,5 млрд руб.
Количество туроператоров и турагентов сильно сократится в 2019 году, сообщила во вторник исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. «В 2019 году будет заложена основа для структурных изменений. Количество основных игроков серьезно сократится, причем это будет касаться как туроператорского сегмента, так и турагентского. Тот процесс естественного отбора, который начался в 2014 году, придет в кульминационную стадию, после чего рынок станет другим. Это тектоническая тенденция», – сказала Ломидзе.
«Банкротства и уход с рынка – не преступление. Это нормальное явление в любой предпринимательской сфере. Вопрос в том, как себя будут чувствовать при этом потребители, туристы этой компании. И с этой точки зрения у нас большие надежды на Мин, скандалы, законодательствоэкономразвития, которое плотно займется совершенствованием законодательства», – добавила Ломидзе. Она напомнила, что за последние годы закрылась тысяча туроператоров, и в подавляющем большинстве случаев это никак не повлияло на потребителей. «Сейчас мы не видим предпосылок для скандалов, посмотрим, что будет в апреле», – подчеркнула исполнительный директор АТОР.
В конце 2017 года Ростуризм сообщал, что из-за падения рентабельности бизнеса количество турагентств в России сократилось с 37 тыс. в 2014 году до менее чем 20 тыс. в 2017-м, а число туроператоров по выездному туризму снизилось с 4 тыс. до 600. Правда, с 700 до 3,7 тыс. выросло количество туроператоров по внутреннему туризму.
Банкротство турагентств и туроператоров сказывается на тысячах людей, для которых испорчен отдых. Во вторник пресс-службы Минэкономразвития и Минтранса РФ сообщили, что с 8 по 21 декабря с острова Хайнань в Россию с привлечением «механизма экстренного вывоза» за счет средств ассоциации «Турпомощь» было вывезено 2,7 тыс. клиентов очередного банкрота – туроператора «Жемчужная река».
По данным аналитической службы АТОР, из-за банкротства в 2018 году «Жемчужной реки», «Натали Турс», «Матрешки Тур», «Авроры», «Радуги Трэвел», DSBW, «Данко», «РоссТура» и других общая сумма ущерба туристов составила свыше 2,5 млрд руб. Не состоялись 13,1 тыс. туров, пострадали более 27 тыс. туристов. При этом средняя сумма их ущерба, подсчитанная по поданным в страховые компании заявлениям, оценивается в 92,5 тыс. руб. Наибольшие потери туристы понесли от «Натали Турс», пострадали более 12 тыс. туристов, ущерб составил 1,8 млрд руб.
Тем не менее в ассоциации не бьют тревогу, утверждая, что банкротства не помешали устойчивости рынка, ведь с него ушли небольшие компании и один средний туроператор. Там напоминают, что масштаб ущерба-2018 несопоставим с событиями 2014 года, когда от двух туроператоров («Нева» и «Лабиринт») пострадали свыше 73 тыс. туристов, а ущерб от них составил 3,2 млрд руб.
«В Едином федеральном реестре находится 4,4 тыс. туроператоров. Из них более 600 – туроператоры выездного туризма, более 2,5 тыс. – внутреннего. По осторожной оценке наших аналитиков, сокращение количества юридических лиц, работающих в сфере туризма, составит в 2019 году минимум 20%», – сказала «НГ» Майя Ломидзе. Она считает, что в подавляющем большинстве случаев эти процессы будут незаметны для потребителей, так как основная причина происходящих процессов не финансовая неустойчивость всего рынка, а серьезное ужесточение конкуренции и соответственно дальнейшее укрупнение бизнеса. Ломидзе не берется предсказывать, по каким направлениям деятельности ожидается наибольшее количество банкротств туроператоров и турфирм, но считает, что в наиболее уязвимом положении будут мелкие и средние компании, работающие на массовых туроператорских направлениях. По данным сайта АТОР, в топ-10 выездных туристических направлений по итогам 2018 года входят Турция, Таиланд, Германия, Италия, Испания, Кипр, Греция, ОАЭ с Дубаем, Тунис, Франция и Вьетнам.
Ломидзе не ждет банкротств авиаперевозчиков, задействованных в перевозке туристов. «На данный момент не видим таких рисков», – сказала она. Не ждет она и проблем с резервными фондами, средств которых должно хватить при экстренных ситуациях. «Это не системный кризис, – подчеркивает Ломидзе. – Это процесс естественного отбора, когда в результате ужесточения конкуренции на рынке останутся наиболее устойчивые и сильные компании. В конечном итоге от консолидации выиграет потребитель, потому что, судя по мировому опыту, от таких процессов улучшается качество услуг. Правда, для этого потребуется более одного года».
При выборе туроператора или турагентства специалисты обычно советовали туристам обращать внимание на опыт компании и призывали к осторожности при контактах с новичками. После провала «Натали Турс» (на рынке с начала 2000-х) этот критерий потерял свою актуальность. Сегодня Ломидзе считает, что главный критерий устойчивости – не возраст компании и известность бренда, а диверсифицированность бизнеса, наличие собственных финансовых резервов. «Этому критерию удовлетворяют, на наш взгляд, только крупные компании, в частности, входящие в АТОР», – говорит Ломидзе.
Заместитель генерального директора страховой компании ERV Юлия Алчеева подчеркивает, что система страхования ущерба туристов несовершенна и требует вмешательства властей. Она недоумевает, как могло случиться, что три юрлица «Натали Турс» были застрахованы в общей сложности на 150 млн руб., а бизнес де-факто вело одно из них, поэтому на выплату ущерба было направлено только 50 млн, а 100 млн руб. просто пропали, будучи фиктивной страховкой. «У туроператоров есть фонд персональной ответственности, средства из которого привлекаются тогда, когда не хватает страховки. В случае с «Натали Турс» ущерб составил около 1,8 млрд руб., тогда как в фонде ответственности было всего 6 млн руб. Почему количество туристов в отчетности не совпадает с количеством реально отправленных? Почему фонд персональной ответственности «Натали Турс» при таком количестве пострадавших оказался столь ничтожно малым? Кто должен за это отвечать?» – задается вопросами Алчеева. Она не понимает, как регуляторы допустили, что «Жемчужная река» занималась туроператорской деятельностью со страховкой в 10 млн руб., чего хватит на полные выплаты только 200 туристам. «Почему «РоссТур» не платил взносы в «Турпомощь» два квартала, а его не исключали?» – недоумевает юрист. По ее мнению, принцип «у туроператора есть страховка, и этого хватит» должен уйти в прошлое. «Он просто не обеспечивает защиту туриста. Страхование ответственности туроператора не может и не должно быть безальтернативным инструментом возмещения ущерба туристам в случае банкротства компании», – говорит Алчеева.
20 декабря, как сообщало РИА Новости, Минфин предложил внести в отраслевое туристическое законодательство изменения, касающиеся использования механизма страхования ответственности туроператоров за неисполнение обязательств перед туристами. Фактически речь идет об отмене вмененного туроператорам страхования ответственности, которое сейчас действует как пропуск на рынок.