Источник: РСА
РОССИЙСКИЙ СОЮЗ АВТОСТРАХОВЩИКОВ (РСА) ОПРЕДЕЛИЛ ПЛАНЫ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕДУРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ЕВРОПРОТОКОЛА В 2019 ГОДУ.
Как сообщил президент РСА Игорь Юргенс, «в 2019 году предстоят новые усовершенствования процедуры «европротокола», они будут основаны на более широком использовании цифровых информационных технологий, проверка полисов станет более простой и надежной, идентификация участников ДТП – пользователей мобильного приложения будет проводиться на основании регистрационных записей водителей на Едином портале государственных услуг, и это позволит опробовать применение не бумажного, а электронного извещения о ДТП».
Эти меры ускорят оформление документа, сделают его содержание более достоверным, поскольку в него будет автоматически вноситься информация из ЕПГУ и АИС ОСАГО.
В 2019 году ожидается выход постановления правительства Российской Федерации, которое даст старт эксперименту по использованию электронного извещения в ряде регионов России. Итоги этого эксперимента, опыт государственных информационных ресурсов и страховщиков по работе с «цифровым извещением» будут анализироваться уже в 2020 году.
Что касается использования спутниковых технологий для фиксации данных о ДТП, то в 2019 году будет налажена передача данных из Государственной системы «ЭРА-ГЛОНАСС», куда они будут передаваться с бортовых устройств, в АИС ОСАГО. Этот вариант фиксации данных более сложен, поскольку он требует специального оборудования, но он и более надежен, потому что подделать автоматически зафиксированные данные об ударе по автомобилю, о месте и времени такого удара достаточно сложно. Использование таких устройств имеет очень большие перспективы, поскольку возможна фиксация и передача не только данных о ДТП, но и телематических данных, которые позволят страховщикам оценить стиль вождения водителя и дать ему справедливый индивидуальный тариф по ОСАГО и по автокаско.
В уходящем 2018 году наиболее важным нововведением в процедуре оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, проще говоря – в процедуре Европротокола, было, конечно же, повышение лимита выплат по ОСАГО, если документы оформлены по этой процедуре. Новый лимит в 100 тыс. рублей заметно превышает среднюю выплату, и это нововведение не замедлило сказаться на статистике: если в мае 2018 года доля заявлений потерпевших по Европротоколу в общем количестве заявлений по прямому возмещению убытков составила 40,0%, то уже в июне эта величина возросла до 45,3%.
Кроме того, с 1 июня 2018 года водители получили возможность использовать процедуру Европротокола даже при наличии между ними разногласий относительно обстоятельств ДТП, характера и перечня повреждений автомобилей. Банк России ввел новую форму бланка извещения о ДТП, в котором водители проставляют отметки о том, имеют место такие разногласия, или их нет. Возможность урегулирования с разногласиями не означает, что водители могут ничего не оформлять, а просто уехать с места ДТП – нет, извещение на бланке оформляется, отметки о наличии или отсутствии разногласий ставятся, это все заверяется подписями обоих участников, и страховщики обоих участников ДТП получают от каждого из участников ДТП свой экземпляр оформленного извещения.
Для того, чтобы при наличии разногласий, т.е. при отсутствии взаимного подтверждения участниками информации о ДТП страховщик мог разобраться в обстоятельствах ДТП, понять, кто потерпевший, а кто – причинитель вреда, кому положено страховое возмещение, водители обязаны зафиксировать данные о ДТП и передать их в АИС ОСАГО - именно оттуда страховщик получит эти данные и учтет их при рассмотрении заявления потерпевшего.
Предусмотрено два варианта фиксации данных – с помощью устройств, которые установлены на автомобиле и позволяют установить факт ДТП с помощью спутниковых навигационных технологий, или с помощью мобильного приложения, которое поможет проверить действительность полисов ОСАГО обоих участников ДТП, выполнить фотосъемку поврежденных автомобилей на месте ДТП и передать эти данные в АИС ОСАГО. РСА разработано мобильное приложение «ДТП. Европротокол», фотографии и данные о ДТП поступают в АИС ОСАГО и используются страховыми компаниями.
В 2018 году РСА тщательно проанализировал процедуру формирования и актуализации справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, установленную Банком России, и провел исследование рынка запасных частей в каждом из субъектов Российской Федерации. На основании этих данных рассчитаны средние стоимости запасных частей во всех экономических регионах, и именно эти величины внесены в очередную актуализированную версию справочников. Результаты проведенного исследования показывают, что средние стоимости запасных частей – размер корзины часто повреждаемых деталей увеличился на 6,5%.