Источник: Счетная палата РФ
Счетная палата проанализировала выполнение Плана мероприятий по реализации Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года.
Анализ показал, что по итогам 2017 г. цели Стратегии в основном не достигнуты. Как заявил на Коллегии аудитор Счетной палаты Андрей Перчян: «Из 6 контрольных показателей выполнен только один – доля страхования жизни в совокупной страховой премии. По остальным отмечается значительное отставание от целевых значений. Учитывая, что до завершения реализации Стратегии остается чуть больше двух лет, можно говорить о рисках недостижения ее целей».
Несмотря на поставленные в Стратегии задачи по развитию и расширению страхования, страховой рынок России до сих пор не восстановился после падения 2008-2009 годов. Доля страховых премий в российском ВВП в 4,5 раза ниже среднего мирового показателя и составляет 1,4%. Во многих государствах, где экономические показатели и уровень жизни ниже российского, страховые услуги более востребованы, чем в России.
«Хотя объем страховых премий в номинальном выражении существенно вырос, в реальном выражении, с учетом инфляции, он незначительно превышает уровень 2013 года. Показатель плотности страхования, то есть объем страховых премий на душу населения, в реальном выражении также стагнирует», – констатировал аудитор.
Соотношение между объемом полученных страховых выплат и уплаченных страховых премий в России находится на низком уровне. В среднем за 4,5 года оно составило 43,4%, в том числе в 2017 г. – 39,9%. То есть за каждый рубль уплаченных премий потребитель услуги в среднем получают лишь около 40 копеек. Это делает страхование дорогим способом защиты от рисков и снижает его привлекательность для потенциальных клиентов.
Один из факторов, определяющих относительно высокую стоимость страхования, – это снижение уровня конкуренции на страховом рынке. За время реализации Стратегии количество субъектов страхового дела сократилось в 1,9 раза. Доля страховщиков, не входящих в число 20 крупнейших, в объеме страховых премий сократилась с 18,6% до 10,2%.
Анализ выявил ряд факторов, которые тормозят развитие страхового рынка. Среди них: нехватка страховых продуктов, отвечающих реальным потребностям клиентов; недостаточная привлекательность этих продуктов для потребителя; низкий уровень страховых выплат; низкая финансовая грамотность населения и неприоритетность для граждан расходов на страхование.
Отрицательное влияние на развитие страхования оказывают и недостатки стратегического планирования. Так, в Стратегии предпринята попытка выстроить логическую цепочку – от выявленных проблем страховой сферы к задачам по их решению и далее к конкретным мерам. Однако на практике этот подход был реализован неполно и непоследовательно. «Некоторые из названных в Стратегии проблем повисают в воздухе. Например, показана важность проблем, связанных с высокой концентрацией на рынке, ставятся задачи по развитию конкуренции, но никакие меры для этого не предусмотрены», – пояснил аудитор.
Еще один серьезный недостаток Стратегии – отсутствие количественного анализа выявленных проблем. Это не позволяет определить, достаточны ли предусмотренные меры для достижения поставленных целей.
Задачи Стратегии недостаточно увязаны с контрольными показателями ее реализации: из 6 контрольных показателей только два связаны с одной из восьми поставленных в Стратегии задач.
Слабо связана Стратегия и с соответствующей ей по тематике подпрограммой 7 «Эффективное функционирование финансовых рынков, банковской, страховой деятельности, схем инвестирования и защиты пенсионных накоплений» госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Контрольные показатели подпрограммы с целями Стратегии не соотнесены. Ни один из индикаторов не отражает развитие страхового рынка и не позволяет оценить достижение целей в этой сфере.
Стратегия, принятая в июле 2013 года, устарела и нуждается в существенной корректировке. Так, она не учитывает полномочия Банка России как органа, на который с 1 сентября 2013 г. возложены функции регулирования и надзора в сфере финансовых рынков. «Банк России не может быть отнесен к соисполнителям или участникам госпрограмм, поскольку не является федеральным органом исполнительной власти. При этом практически все значимые показатели, характеризующие состояние и развитие финансового рынка, в том числе и страхового, зависят от результатов деятельности Банка России. Безусловно, Банк регулярно взаимодействует с Минфином, однако порядок такого взаимодействия регламентирован лишь частично. Поэтому представляется необходимым дальнейшее совершенствование его механизмов, в том числе правовых», – отметил Андрей Перчян.
Подводя итоги, глава Счетной палаты Алексей Кудрин отметил, что принятая в 2013 г. Стратегия уже не соответствует современным реалиям и не может решить имеющиеся проблемы в области страхования. «Поэтому нужно, не дожидаясь 2020 г., приступать к разработке новой стратегии с учетом всех изменений. Мы внесем это в наши рекомендации Правительству», – подчеркнул он.
Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации и Центральный Банк, а отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального Собрания.