Источник: ОНФ
Основными проблемами малого и среднего бизнеса, тормозящими его развитие и рост, являются фискальная нагрузка и чрезмерные, зачастую экономически неоправданные административные штрафы за правонарушения. Также это низкая эффективность контрольно-надзорных функций со стороны профильных органов и отсутствие предсказуемых правил для лиц, решивших начать свое дело. Необходимо создать эффективную систему поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Такое мнение высказал эксперт тематической площадки ОНФ «Малое и среднее предпринимательство» в Тюменской области, член регионального штаба ОНФ Сергей Ясько.
Основным документом, регулирующим поддержку малого и среднего бизнеса на федеральном уровне, является федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Вместе с тем до 1 января 2005 г. существовала норма, согласно которой в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства (СМП) по сравнению с ранее действовавшими условиями, в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
«Согласно текущей печальной статистике, СМП в России активно существуют менее трех лет, и одной из причин этого являются не всегда предсказуемые правила в части фискальных установлений», – отметил он.
Восстановление на законодательном уровне принципа, гарантирующего сохранение более благоприятных налоговых условий для малого бизнеса в течение первых четырех лет с момента их государственной регистрации при изменении налогового законодательства в худшую сторону, позволит устранить указанный барьер для стабильного развития малого бизнеса.
На практике большинство небольших компаний являются «компанией одного лица» с минимальным штатом сотрудников. Законодательством СМП со штатом до 15 человек отнесен в категорию микропредприятий. По существу, такая категория субъектов малого бизнеса мало чем отличается от индивидуальных предпринимателей.
По мнению Ясько, в целях защиты СМП от административных штрафов предлагается ввести изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, устанавливающие предельный размер административного штрафа для микропредприятий в пределах санкций, налагаемых на индивидуальных предпринимателей за аналогичные правонарушения.
«Необходимо введение полного запрета на осуществление любых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства, добровольно застраховавших ответственность на случай причинения любого ущерба от осуществляемой предпринимательской деятельности», – отметил Ясько.
Установление такого минимального страхового покрытия стоит закрепить на законодательном уровне в зависимости от осуществляемого вида деятельности, объема выручки и иных показателей.