Источник: ОНФ
Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» направили в адрес председателя Банка России Эльвиры Набиулиной письмо с просьбой проверить, соответствуют ли договоры, которые страховые компании заключают в банках, согласованной ЦБ структуре тарифной ставки. Отчетность многих страховщиков говорит о неадекватно высоких комиссиях банков-посредников. А граждане вынуждены оплачивать их из своих зарплат и пенсий. В Народном фронте предложили создать институт саморегулирования в банковской сфере, который будет обеспечивать соблюдение базовых стандартов защиты прав потребителей. А регулятора надо наделить правом устанавливать требования к продажам банками как своих, так и партнерских продуктов.
Как сообщают в своем письме эксперты ОНФ, большинство кредиторов лишь формально соблюдает требования 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», согласно которым взимание комиссий и навязывание дополнительных продуктов при заключении договора кредитования прямо запрещено.
Сегодня банки, когда выдают заемщику потребительский или ипотечный кредит, выступают еще и в роли агента по продаже страховок. Большинство из них создают собственные аффилированные страховые компании и этим заметно искажают конкуренцию в этом сегменте страхования. Поэтому другие страховщики готовы платить любые комиссии за право получить допуск к банковскому каналу продаж. Это приводит к тому, что страховая услуга становится не инструментом защиты потребителя от возможных рисков, а легализованным способом взимания единовременной комиссии с заемщика.
Из публичной отчетности следует, что комиссионное вознаграждение по ипотеке и автокредитам превышает 40-45%, по накопительному страхованию жизни – 40-60%, по страхованию жизни и от несчастных случаев – 45-90%. При этом, чтобы сохранить плановую прибыльность, страховые организации по согласованию с кредитором зачастую защищают граждан только от событий, которые имеют самый низкий шанс произойти.
Эксперты ОНФ выделили нескольких страховщиков, публичная отчетность которых говорит о неадекватно высоких комиссиях посредников (передача посредникам свыше 50% полученных премий). Например, у ООО «Страховая компания «Кредит Европа Лайф» почти 90% страховых премий ушло на оплату комиссионного вознаграждения посредникам. В отчетности универсальных страховщиков эта проблема не столь очевидна, но тоже имеет место. Кроме того, в страховую отчетность не попадают операции коллективного страхования, поскольку кредитор за право присоединения к договору коллективного страхования сразу взимает комиссионное вознаграждение. Сегодня известны случаи, когда комиссия банка доходит до 90% от суммы страховки.
«Сам факт того, что банк взимает комиссию за такое присоединение, вызывает вопросы. Фактически, присоединяя заемщика к договору, банк страхует свои риски. На каком основании он берет за это комиссию с потребителя, непонятно», – отмечает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
Закон «Об организации страхового дела в РФ» требует от страховщика предоставлять в надзор обоснованный страховой тариф и структуру тарифной ставки. Эксперты ОНФ считают маловероятным, что допускается такая структура тарифной ставки, в которой 60-90% приходится на комиссии и агентское вознаграждение.
Маскировка комиссионных сборов услугами страхования формирует у потребителя негативное отношение к страхованию как таковому и серьезно сдерживает развитие этого рынка в долгосрочной перспективе, считают в Народном фронте.
Чтобы прекратить подобную практику ОНФ просит Банк России проверить, соответствуют ли договоры, которые заключают страховщики, согласованной регулятором структуре тарифной ставки, устранить нарушения и не допустить подобных ситуаций в будущем.
Эксперты ОНФ предлагают создать институт саморегулирования с обязательным членством банков в соответствующих СРО, которые будут разрабатывать и требовать соблюдать базовые стандарты защиты прав потребителей банковских услуг. Также надо расширить полномочия Банка России: наделить его правом устанавливать требования к продажам кредитными организациями как своих продуктов, так и продуктов сторонних организаций (если банк выполняет функции посредника).
«Ситуация с продажей страховых продуктов через банки выглядит как минимум странно, если не сказать абсурдно. Когда видишь структуру тарифной ставки и запредельный размер комиссионных, возникает вопрос: а что же продают потребителю? Воздух? В своих предложениях мы исходим из того, что принципы конкуретности, требования к страховым продуктам, к прозрачности отношений страховщика и его агента должны соблюдаться безусловно. Надо, наконец, называть вещи своими именами. Потому, что «безобидное лукавство» банкиров наши граждане – потребители финансовых услуг вынуждены оплачивать из своих зарплат и пенсий», – сказал Виктор Климов.