Источник: ОНФ
В июле активисты Общероссийского народного фронта проведут в регионах ежегодную проверку рынка услуг автострахования гражданской ответственности. Мониторинг ОСАГО, который ОНФ проводит с 2015 г., направлен на выявление правонарушений в работе страховых компаний и защиту прав потребителей финансовых услуг. Его результаты будут опубликованы в СМИ и переданы в надзорные органы и в Банк России.
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) охватывает интересы значительной части населения России – более 38 млн автовладельцев. Проект ОНФ «За права заемщиков» проводит регулярные мониторинги рынка ОСАГО в связи с ростом жалоб потребителей на проблемы с приобретением страховых полисов, навязывание дополнительных услуг, ошибки в расчете стоимости полисов и другими нарушениями прав автострахователей.
Ежегодно активисты ОНФ проводят опросы автовладельцев в регионах и выявляют нарушения прав потребителей при заключении договоров ОСАГО как в точках продаж, так и в электронном виде на сайтах страховщиков.
В ходе предыдущих мониторингов общественники выявляли многочисленные случаи нарушений прав потребителей финансовых услуг при оформлении договоров ОСАГО. Наиболее распространенные нарушения: навязывание дополнительных услуг, непредоставление информации о КБМ (коэффициенте «бонус-малус» – скидке за безаварийную езду), невозможность оформить договор ОСАГО онлайн, отказы в продаже полисов под предлогом отсутствия бланков и другие проблемы. Кризис двухлетней давности, когда страховщики отказывались продавать полисы под всевозможными предлогами, искусственно создавали многодневные очереди, ликвидировали точки продаж в некоторых регионах, преодолеть удалось. Однако проблемы с ОСАГО по-прежнему остаются.
Активисты Народного фронта учитывают все произошедшие законодательные изменения и общую ситуацию на рынке страхования автогражданской ответственности при подготовке мониторинга и составлении опросных листов. В этом году мониторинг охватит большую часть субъектов России, при этом особое внимание будет уделено «проблемным регионам», где выплаты по ОСАГО существенно превысили собранные премии. Так, по итогам 2017 г. в ТОП-20 самых убыточных регионов по ОСАГО вошли: Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Ингушетия, Республика Адыгея, Амурская область, Ивановская область, Республика Бурятия, Липецкая область, Волгоградская область, Нижегородская область, Ульяновская область, Приморский край, Ростовская область, Еврейская автономная область, Кабардино-Балкарская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Тыва и Воронежская область.
ТОП-20 самых убыточных регионов по ОСАГО за 2017 год*
№ п/п |
Субъект РФ |
Премии ОСАГО, млн руб. |
Выплаты ОСАГО, млн руб. |
Выплаты к премиям, % |
1 |
Карачаево-Черкесская Республика |
140,8 |
456,5 |
324% |
2 |
Республика Дагестан |
1 036,1 |
1 926,4 |
186% |
3 |
Республика Северная Осетия – Алания |
369,1 |
629,5 |
171% |
4 |
Республика Ингушетия |
87,5 |
145,7 |
167% |
5 |
Республика Адыгея |
324,8 |
540,0 |
166% |
6 |
Амурская область |
780,7 |
1 294,0 |
166% |
7 |
Ивановская область |
944,4 |
1 430,1 |
151% |
8 |
Республика Бурятия |
576,3 |
796,3 |
138% |
9 |
Липецкая область |
1 164,7 |
1 606,2 |
138% |
10 |
Волгоградская область |
1 980,2 |
2 695,8 |
136% |
11 |
Нижегородская область |
4 883,4 |
6 591,9 |
135% |
12 |
Ульяновская область |
1 446,2 |
1 929,0 |
133% |
13 |
Приморский край |
2 579,3 |
3 299,7 |
128% |
14 |
Ростовская область |
4 695,2 |
5 907,9 |
126% |
15 |
Еврейская автономная область |
78,7 |
95,0 |
121% |
16 |
Кабардино-Балкарская Республика |
462,8 |
557,3 |
120% |
17 |
Краснодарский край |
8 906,6 |
10 472,3 |
118% |
18 |
Ставропольский край |
2 636,1 |
3 067,4 |
116% |
19 |
Республика Тыва |
96,2 |
100,8 |
105% |
20 |
Воронежская область |
2 542,8 |
2 641,3 |
104% |
Кроме того, проводимый в этом году опрос будет расширен, и в нем примут участие не только автолюбители, но и мотоциклисты и таксисты. Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» объясняют распространение мониторинга на эти две категории тем, что такси и мотоциклы считаются транспортными средствами с повышенной аварийностью, а водители такого транспорта, по сообщениям СМИ из разных регионов, все чаще сталкиваются с трудностями при получении полиса ОСАГО.
«Потребители нередко оказываются недовольны и воспринимают страховку ОСАГО не как полезную услугу, а как нечто навязанное, дорогое и неудобное в пользовании. Новый этап нашего мониторинга мы проводим на фоне уже объявленных регулятором стратегии реформирования рынка автострахования и первоочередного комплекса мер. Изменения нацелены не только на достижение экономического баланса, но должны обеспечить большую справедливость при формировании цены, более точный учет аварийности, возраста и других факторов, снижение количества ошибок в расчетах,и в целом сделать продукт более комфортным. Мы хотим узнать, что думает об этом потребитель, каковы его ожидания и как обстоят дела в регионах сегодня», –резюмировал руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.