Источник: ОНФ
Процедура банкротства физических лиц в России пока не является отлаженным механизмом. Слишком мало времени прошло с момента введения новых законодательных норм. Исходя из судебной практики, уже сейчас становится понятно, что законодательство о банкротстве граждан нуждается в введении некоторых поправок. Такое мнение высказала эксперт проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» в Тюменской области Ольга Попова.
По данным, представленным Национальным бюро кредитных историй, в России на конец мая 2018 г. количество граждан, объявленных несостоятельными (банкротами), составило более 700 тыс. человек. По словам общественника, процедура банкротства физических лиц в России сопровождается множеством нюансов.
«Если рассмотреть особенности процедуры банкротства, проанализировать проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики, можно выделить основные преимущества процедуры банкротства граждан: долг замораживается, то есть на сумму задолженности перестают начисляться пени и штрафы, наличие официального статуса «банкрот» обеспечивает защиту от притязания кредиторов и действия коллекторов. Кроме того, можно уменьшить ежемесячный платеж и увеличить срок выплаты, если воспользоваться процедурой реструктуризации долгов или заключить мировое соглашение», – проинформировала эксперт Народного фронта.
Однако, как заметила Ольга Попова, не все так хорошо. При процедуре реструктуризации долгов кредиторы в большинстве своем, занимают пассивную позицию, они не заинтересованы в предоставлении рассрочки или использовании иных реабилитационных механизмов. Более того, некоторые известные на рынке банковских услуг кредиторы в процедуре банкротства гражданина-должника, включаясь в реестр кредиторов, а затем при распределении конкурсной массы получая денежные выплаты, дополнительно обращаются в суд общей юрисдикции и заявляют там свои права-требования к должнику, получая исполнительный лист, и вновь взыскивают с должника денежные средства. Все это происходит после или во время признания гражданина банкротом в судебном порядке.
«Такие действия со стороны кредиторов недопустимы. Более того, они противоречат действующим нормам права. С учетом сложившейся ситуации, исходя из судебной практики, в законодательство о банкротстве граждан необходимо внести поправки. А именно – дополнить статьей о введении ответственности кредиторов за неправомерные действия в отношении должников-заемщиков. Помимо этого, скорректировать статью 213.30 федерального закона о «О несостоятельности (банкротстве)» – последствия признания гражданина банкротом, разработать четкий регламент последствий повторного банкротства. Необходимы изменения и в пункт 3 названной статьи в части трехлетнего запрета управления юридическим лицом. Банкротится у нас гражданин как физическое лицо. А если доход от предпринимательской деятельности – это его единственный источник существования?» – задается вопросом Ольга Попова.
Как считает общественник, несмотря на существующие пробелы в законодательстве, процедура банкротства граждан неуклонно набирает обороты. «Реализация указанных предложений, внесение иных поправок в федеральный закон, будет способствовать динамичному развитию законодательства о банкротстве в нашей стране и более эффективной защите граждан-банкротов», – резюмировала Попова.