НОВОСТИ

Эксперты ОНФ на Международном финансовом конгрессе обсудили со страховщиками проблему доверия потребителей

Источник: ОНФ

 

На XVI Международной конференции Всероссийского союза страховщиков «В поисках точек роста. Стратегия развития», которая состоялась на полях XXVII Международного финансового конгресса, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов в своем выступлении затронул темы доверия потребителей и обязательного медицинского страхования.

 

«Страхование жизни и здоровья – один из самых рентабельных страховых продуктов, а навязывание – самый результативный канал продаж. Это факты, которые невозможно отрицать. Мониторинги обращений потребителей финансовых услуг, которые мы регулярно проводим, показывают, что навязывание страховок в банках остается самой распространенной темой жалоб», – сообщил Виктор Климов.

 

По данным рэнкингов ОНФ, основанных на сведениях из открытых источников, в 2017 г. страховщики при посредничестве банков собрали по упомянутым видам страхования премии на сумму 89,7 млрд руб. Объем агентских вознаграждений, выплаченных банкам, составил 44,5 млрд руб., или 49,6% от собранных премий. Таким образом, каждый второй рубль, заплаченный потребителем за добровольную страховку, был возвращен банку в виде вознаграждения.

 

По информации самих банковских работников, размещенной в открытых источниках, комиссия банка может составлять до 80% от полученной от заемщика платы за присоединение к договору коллективного страхования. В таких условиях реальная страховая премия относительно мала и страховые компании «оптимизируют» под нее условия коллективного договора, минимизируя состав и условия покрываемых рисков.

 

Кроме того, любой договор коллективного страхования заключается на весь срок потребительского кредита, даже если речь идет о кредите на срок в несколько лет. Оплата участия в программе коллективного страхования производится сразу, авансом за все годы, за счет кредитных средств. Это существенно увеличивает сумму кредита, а в случае его досрочного погашения потребитель не может требовать возврата премии за «лишние» годы участия в программе страхования.

 

«Народный фронт добивается запрета на применение коллективной схемы страхования заемщиков или как минимум распространения действия «периода охлаждения» на договоры коллективного страхования. Эксперты ОНФ подготовили законодательные поправки в части регулирования коллективного страхования. Они предусматривают как введение «периода охлаждения», так и право заемщика при досрочном возврате кредита требовать возврата уплаченной страховой премии в той части, которая превышает период фактического пользования кредитными средствами»,–- подчеркнул Климов.

 

Затрагивая тему обязательного медицинского страхования, Климов напомнил, что статистика Всероссийского союза страховщиков демонстрирует активную деятельность – звонки, проведенные экспертизы, досудебно и судебно урегулированные случаи. Однако с марта прошлого года в рамках проекта «Народная оценка качества» актив ОНФ провел рейды с проверкой условий оказания услуг в 1173 поликлиниках. И результаты этих проверок «в поле» отличаются от данных ВСС. «Граждане в большинстве своем недовольны. Они не знают о том, что свои претензии по поводу качества обслуживания в поликлиниках могут высказать страховщику.

 

«Еще одна проблема в том, что страховых представителей на местах сложно найти, – отметил Климов. – Во многих учреждениях нет никакой информации о том, куда обратиться, если возникли сложности с оказанием помощи по полису ОМС. Часто граждане сталкиваются и с тем, что страховые представители не готовы работать с их жалобами, что называется, «здесь и сейчас», и максимум на что эти специалисты способны – переадресовать вопросы, жалобы или претензии в страховую компанию. А там происходит новый виток переадресаций. Для людей участие страховых компаний в процессе оказания услуг до сих пор непонятно и неочевидно. Все эти трудности, недостатки и нарушения на страховом рынке не способствуют доверию потребителя и, как следствие, продажам полисов».