Источник: ОНФ
Постепенное движение к либерализации тарифов на ОСАГО должно осуществляться очень осторожно, потому что на несбалансированном рынке любые такие шаги очевидно произойдут за счет потребителя, что несправедливо и неправильно. Такое мнение высказал руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
Полис ОСАГО подорожает в среднем на 20% в рамках либерализации этого сегмента рынка, сообщает РБК. К концу лета 2018 г. Банк России одномоментно расширит тарифный коридор базового тарифа по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на 20% – как вверх по цене, так и вниз. Это произойдет в рамках первого этапа общего комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО, который уже несколько лет является убыточным. По данным ЦБ, в 2017 г. убыток страховщиков от ОСАГО составил 15 млрд руб.
Продукт ОСАГО по-прежнему остается несбалансированным, считает Климов. «По-прежнему в особо проблемных регионах, несмотря на принудительные электронные продажи, страховщики норовят минимизировать объем проданных полисов, особенно новых, для того, чтобы снизить последующие выплаты. Неблагополучных для ОСАГО регионов много – это те, где в результате различных факторов, в том числе и не очень активного участия регионального правительства, работы правоохранительных органов, деятельность недобросовестных автоюристов имеет особый размах, и там, где страховщики теряют существенные деньги», – пояснил он.
По мнению Климова, победить автоюристов, паразитирующих на несовершенстве законодательства о защите прав потребителей, регулятору не удалось. Экономика ОСАГО страдает и от определенной управленческой неотрегулированности страхового рынка. Предложения по реформированию ОСАГО нуждаются в существенных дополнениях в пользу потребителя.
По его словам, действующий сегодня инструмент справедливого балансирования тарифов для неопытных и аварийных водителей и опытных безаварийных работает плохо. «Страховщики пренебрегают своими обязанностями применять этот инструмент. Для того чтобы более детальная схема тарификации, предложенная Банком России, работала без подобных сбоев, чтобы она не превратилась в просто повышение цены для подавляющего большинства автолюбителей, однозначно надо вводить повышенные штрафы для страхового рынка за нарушение при расчете коэффициента бонус-малус (КБМ) по новым тарифам. Иначе все останется так, как есть, и с потребителя просто соберут дополнительные 20% денег», – сказал Климов.
Он подчеркнул, что подавляющее количество жалоб на КБМ – это жалобы на ошибки страховых компаний в свою пользу. «Введение штрафов для страхового рынка путем внесения изменений очень сильно простимулирует рынок к справедливости, и решения регулятора заработают, а не станут фикцией», – отметил представитель ОНФ.
Кроме того, добавил Климов, необходимо разработать механизм, при котором гражданин, добросовестно соблюдающий закон и являющийся потерпевшей стороной в ДТП, имел бы право на возмещение убытков вне зависимости от того, есть полис у другого участника аварии или нет.
Удорожание полиса ОСАГО уже сегодня привело к появлению различного рода мошеннических схем, торговцев псевдополисами. И потерпевшей стороне зачастую приходится через суды взыскивать убытки в случае, если у другой стороны не было полиса или был поддельный документ. «ОНФ считает, что страховая компания должна возмещать страховые убытки добросовестному автовладельцу, а дальше взыскивать по суду убытки с незаконопослушной стороны. Это стало бы хорошей компенсацией для потребителя. Потому что сегодня, к сожалению, человек, приобретающий полис, не уверен, что его транспортное средство находится в безопасности», – подытожил он.