НОВОСТИ

Правоприменительная практика МЧС России в сфере пожарной безопасности за 2017 год

Опубликованы доклады Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по результатам обобщения правоприменительной практики по соблюдению обязательных требований за 2017 год.

 

Основные положения докладов в сфере пожарной безопасности сводятся к нижеследующему.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР


Благодаря внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении пожарного надзора устранены сплошные проверки подконтрольных субъектов. Преобладающая часть проверок осуществляется на критически важных, опасных производственных объектах, объектах жизнеобеспечения, здравоохранения, социальной сферы, образования, а также детских оздоровительных лагерях.


Общее количество проведенных надзорных мероприятий в 2017 году сокращено на 28% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года и составило 176 096 проверок (2016 г. - 246130 проверок).


Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются:


  • использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования
  • нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ
  • неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении
  • нарушение правил эксплуатации систем отопления
  • захламление помещений сгораемыми материалами.


Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются:


  • ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов
  • неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей
  • ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты.


Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, выделяются:


  • выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости
  • отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений
  • неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.


Типовыми нарушениями правообладателей объектов защиты, связанных с необеспечением надлежащих условий тушения возможного пожара являются:


  • недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах)
  • создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты
  • ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.


Основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:


  • незнание обязательных требований
  • оптимизация расходов (экономия денежных средств) с целью извлечения максимальной прибыли
  • отсутствие необходимого финансирования бюджетных организаций
  • правовой нигилизм
  • низкая личная ответственность
  • небольшой размер штрафных санкций по сравнению с расходами на обеспечение безопасности.


К административной ответственности в виде штрафа и предупреждения надзорными органами МЧС России привлечено 117189 лиц, нарушивших требования пожарной безопасности (в 2016 г. - 141673, снижение на 17%), в том числе 58113 должностных лица (в 2016 г. - 76572, снижение на 24%), 18580 юридических лиц (в 2016 г. - 22890, снижение на 19%).


Количество наказаний в виде административного приостановления деятельности в сравнении с 2016 годом снизилось на 55% - с 1209 в 2016 году до 547 в 2017 году.


Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам

по соблюдению требований пожарной безопасности

 

  1. При заключении договоров аренды следует обратить внимание на предмет договора в части, касающейся ответственности за вопросы обеспечения пожарной безопасности (собственник или арендатор отвечает за обеспечение пожарной безопасности - мероприятий капитального и режимного характера).
  2. Перед заключением договора аренды, проведением перепланировки или реконструкции здания (помещения) рекомендуется проконсультироваться в органе ФГПН по вопросу пригодности данного помещения для осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности.
  3. При заключении договоров на обслуживание противопожарных систем на объекте рекомендуется утвердить график проведения обслуживания с конкретными сроками, а также сроками восстановительных работ при нарушении эксплуатации.
  4. В случае работы на предприятии подрядных организаций в обязательном порядке определите конкретную ответственность за обеспечение пожарной безопасности (от проведения первоначального инструктажа по мерам безопасности, до административной или трудовой ответственности за нарушение требований пожарной безопасности).
  5. В случае невозможности определить качество работ по проектированию, монтажу или эксплуатации система пожарной безопасности, (автоматическая пожарная сигнализация, систем автоматического пожаротушения, система оповещения о пожаре, система противопожарного водопровода), а также проведенного расчета пожарного риска рекомендуется обратиться в компетентную организацию, где вам окажут квалифицированную помощь.
  6. При осуществлении деятельности рекомендуется застраховать имущество от возможного пожара.

 

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО МОНТАЖУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ СРЕДСТВ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ,

НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ

 

В соответствии с пунктами 14 и 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" МЧС России осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:


  • по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры - 1 вид деятельности;
  • по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений - 2 вид деятельности.


По состоянию на 31 декабря 2017 г. на территории Российской Федерации действует 42844 лицензии (1 вид - 1361, 2 вид - 41483).


За 2017 год в отношении лицензиатов проведено 622 проверки (420 плановых и 202 неплановых).


Наиболее массовыми и типовыми нарушениями лицензионных требований являются:


  • отсутствие у лицензиата оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, необходимых для выполнения работ и оказания услуг
  • наличие в штате лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку) и не прошедших повышение квалификации, соответствующее выполнению работ и оказанию услуг не реже 1 раза в 5 лет
  • нарушение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
  • нарушение сроков и порядка переоформления лицензий.