Опубликованы доклады Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по результатам обобщения правоприменительной практики по соблюдению обязательных требований за 2017 год.
Основные положения докладов в сфере пожарной безопасности сводятся к нижеследующему.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР
Благодаря внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении пожарного надзора устранены сплошные проверки подконтрольных субъектов. Преобладающая часть проверок осуществляется на критически важных, опасных производственных объектах, объектах жизнеобеспечения, здравоохранения, социальной сферы, образования, а также детских оздоровительных лагерях.
Общее количество проведенных надзорных мероприятий в 2017 году сокращено на 28% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года и составило 176 096 проверок (2016 г. - 246130 проверок).
Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются:
- использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования
- нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ
- неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении
- нарушение правил эксплуатации систем отопления
- захламление помещений сгораемыми материалами.
Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются:
- ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов
- неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей
- ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты.
Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, выделяются:
- выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости
- отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений
- неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.
Типовыми нарушениями правообладателей объектов защиты, связанных с необеспечением надлежащих условий тушения возможного пожара являются:
- недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах)
- создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты
- ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.
Основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:
- незнание обязательных требований
- оптимизация расходов (экономия денежных средств) с целью извлечения максимальной прибыли
- отсутствие необходимого финансирования бюджетных организаций
- правовой нигилизм
- низкая личная ответственность
- небольшой размер штрафных санкций по сравнению с расходами на обеспечение безопасности.
К административной ответственности в виде штрафа и предупреждения надзорными органами МЧС России привлечено 117189 лиц, нарушивших требования пожарной безопасности (в 2016 г. - 141673, снижение на 17%), в том числе 58113 должностных лица (в 2016 г. - 76572, снижение на 24%), 18580 юридических лиц (в 2016 г. - 22890, снижение на 19%).
Количество наказаний в виде административного приостановления деятельности в сравнении с 2016 годом снизилось на 55% - с 1209 в 2016 году до 547 в 2017 году.
Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам
по соблюдению требований пожарной безопасности
- При заключении договоров аренды следует обратить внимание на предмет договора в части, касающейся ответственности за вопросы обеспечения пожарной безопасности (собственник или арендатор отвечает за обеспечение пожарной безопасности - мероприятий капитального и режимного характера).
- Перед заключением договора аренды, проведением перепланировки или реконструкции здания (помещения) рекомендуется проконсультироваться в органе ФГПН по вопросу пригодности данного помещения для осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности.
- При заключении договоров на обслуживание противопожарных систем на объекте рекомендуется утвердить график проведения обслуживания с конкретными сроками, а также сроками восстановительных работ при нарушении эксплуатации.
- В случае работы на предприятии подрядных организаций в обязательном порядке определите конкретную ответственность за обеспечение пожарной безопасности (от проведения первоначального инструктажа по мерам безопасности, до административной или трудовой ответственности за нарушение требований пожарной безопасности).
- В случае невозможности определить качество работ по проектированию, монтажу или эксплуатации система пожарной безопасности, (автоматическая пожарная сигнализация, систем автоматического пожаротушения, система оповещения о пожаре, система противопожарного водопровода), а также проведенного расчета пожарного риска рекомендуется обратиться в компетентную организацию, где вам окажут квалифицированную помощь.
- При осуществлении деятельности рекомендуется застраховать имущество от возможного пожара.
ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО МОНТАЖУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ СРЕДСТВ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ,
НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В соответствии с пунктами 14 и 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" МЧС России осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:
- по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры - 1 вид деятельности;
- по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений - 2 вид деятельности.
По состоянию на 31 декабря 2017 г. на территории Российской Федерации действует 42844 лицензии (1 вид - 1361, 2 вид - 41483).
За 2017 год в отношении лицензиатов проведено 622 проверки (420 плановых и 202 неплановых).
Наиболее массовыми и типовыми нарушениями лицензионных требований являются:
- отсутствие у лицензиата оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, необходимых для выполнения работ и оказания услуг
- наличие в штате лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку) и не прошедших повышение квалификации, соответствующее выполнению работ и оказанию услуг не реже 1 раза в 5 лет
- нарушение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
- нарушение сроков и порядка переоформления лицензий.