НОВОСТИ

Либерализация тарифов ОСАГО возможна только после решения накопившихся на этом рынке проблем

Источник: ОНФ

 

Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» составили рэнкинг (ранжирование) крупнейших страховщиков ОСАГО за 2017 г. и выявили самые проблемные регионы, где объем страховых выплат значительно превышает страховые премии. Также выяснилось, что количество обращений граждан с жалобами на ОСАГО в 2017 г. увеличилось на 16%, по данным Банка России. Основные претензии связаны с применением коэффициента, который дает скидку за безаварийную езду, и с проблемами при заключении договора ОСАГО в режиме онлайн. В целом, по мнению экспертов, введение обязанности страховщиков заключать договоры ОСАГО онлайн существенно улучшило ситуацию с доступностью полисов в регионах.

 

Эксперты отмечают, что задача рэнкинга – улучшить информированность автовладельцев о страховых компаниях, оказывающих услуги ОСАГО. В отличие от рейтинга это не зафиксированная методика расчета, а база данных, на которой строятся различные варианты ранжирования участников списка.

 

Анализ показал, что за 2017 г. российские автовладельцы заключили 38,2 млн договоров ОСАГО. Это немного превышает показатель 2016 г. (38,1 млн). Больше половины договоров (51,8%) пришлось на 13 регионов, крупнейшие из которых – Москва и Московская область (8 млн договоров), Санкт-Петербург (1,8 млн) и Краснодарский край (1,6 млн).

 

Выяснилось, что объем собранных страховых премий сократился на 5,1%, по сравнению с предыдущим годом и составил 222,1 млрд руб. Объем выплат, наоборот, вырос на 2% – до 175 млрд руб. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя цена полиса составила 5,8 тыс. руб., что на 4% ниже, чем в 2016 г. Эксперты отметили, что она снизилась впервые с 2004 г. Средняя выплата по ОСАГО выросла на 10% – до 75,8 тыс. руб. Таким образом, исследование показало, что дисбаланс в сегменте ОСАГО продолжил расти, соотношение совокупных выплат к премиям выросло до 78,8% (годом ранее – 73%).

 

На топ-20 крупнейших страховщиков, составленный экспертами, приходится 91% объема премий (201,3 млрд руб.) и 92,5% всего объема произведенных выплат (161,9 млрд руб.). И здесь соотношение выплат к премиям составило 73,8%, что лучше среднерыночного уровня. Только у двух компаний – «Росгосстраха» и «Армейца» – этот показатель равен 183 и 152% соответственно. Такое существенное превышение выплат над премиями указывает на убыточность для них данного сегмента страхования.

 

В ряде регионов ОСАГО остается убыточным. И в списке проблемных в этом вопросе лидируют субъекты Северо-Кавказского федерального округа. Здесь выплаты превышают премии в два-три раза (в частности, в Карачаево-Черкесской Республике, Дагестане, Северной Осетии – Алании). В число убыточных попали также и крупные по числу заключенных договоров регионы: Краснодарский край (выплаты превысили премии на 18%), Нижегородская область (на 35%), Ростовская область (на 26%). В Российском союзе автостраховщиков (РСА) отмечают, что негативное влияние на рынок оказывают недобросовестные посредники-автоюристы, ущерб от действий которых оценивался в 17 млрд руб. (оценка за 11 месяцев 2017 г.). С введением приоритета ремонта над денежными выплатами активность недобросовестных автоюристов в этих регионах, очевидно, остановить не удалось. А обязательные электронные продажи не позволяют теперь страховым компаниям выборочно сокращать число проданных полисов и присутствие в отдельных субъектах.

 

№ 

п/п

Субъект РФ

Премии

ОСАГО, млн руб.

Выплаты ОСАГО, млн руб.

Выплаты к премиям, 

%

1

  Карачаево-  Черкесская Республика

140,8

456,5

324%

2

  Республика Дагестан

1036,1

1926,4

186%

3

  Республика Северная

  Осетия –   Алания

369,1

629,5

171%

4

  Республика Ингушетия

87,5

145,7

167%

5

  Республика Адыгея

324,8

540,0

166%

6

  Амурская область

780,7

1294,0

166%

7

  Ивановская область

944,4

1430,1

151%

8

  Республика Бурятия

576,3

796,3

138%

9

  Липецкая область

1164,7

1606,2

138%

10

  Волгоградская область

1980,2

295,8

136%

11

  Нижегородская область

4883,4

6591,9

135%

12

  Ульяновская область

1446,2

1929,0

133%

13

  Приморский край

2579,3

3299,7

128%

14

  Ростовская область

4695,2

5907,9

126%

15

  Еврейская автономная область

78,7

95,0

121%

16

  Кабардино-Балкарская Республика

462,8

557,3

120%

17

  Краснодарский край

8906,6

10 472,3

118%

18

  Ставропольский край

2636,1

3067,4

116%

19

  Республика Тыва

96,2

100,8

105%

20

  Воронежская область

2542,8

2641,3

104%

 

По данным Банка России, число полученных обращений от граждан с жалобами на ОСАГО в 2017 г. выросло на 16% и составило 77,9 тыс. Вместе с тем снизилось число жалоб на отказы в заключении договоров в точках продаж (на 70% по сравнению с 2016 г.) и навязывание дополнительных услуг (на 67%). Основные претензии связаны с применением коэффициента «бонус-малус» (КБМ), который дает скидку за безаварийную езду, а также с проблемами при заключении договора ОСАГО в режиме онлайн.

 

Из проведенного анализа следует несколько важных выводов, отмечают эксперты. Во-первых, введение обязанности страховщиков заключать договоры ОСАГО онлайн существенно улучшило ситуацию с доступностью полисов в регионах. Однако экономика, близкая к границе рентабельности, привела к уходу с этого рынка нескольких участников («ВТБ Страхование», «Уралсиб» и др.), а также введению процедуры финансового оздоровления в «Росгосстрахе» –крупнейшем участнике рынка. Это говорит о сохранении дисбаланса и, соответственно, проблемности рынка ОСАГО.

 

Во-вторых, анализ показал, что баланс интересов, степень безопасности и комфорта потребителя отличаются от региона к региону. Это значит, что властям и правоохранительным органам субъектов РФ нужно обратить внимание на существующую проблему. В конечном итоге недобросовестных автоюристов «кормит» потребитель через рост тарифов, попытки страховщиков экономить на выплатах, прочие издержки и неудобства.

 

В-третьих, обсуждаемая рынком и регулятором либерализация тарифов ОСАГО в условиях плохой сбалансированности экономики этого продукта однозначно приведет к росту цен на полисы автогражданки. Высокое количество жалоб на применение КБМ – действующего сегодня инструмента обеспечения справедливости цены – и продолжающийся рост числа обращений подтверждают этот прогноз. Попытка убедить общество в том, что большинство автовладельцев поддерживают либерализацию тарифов при помощи сомнительной социологии, мягко говоря, не очень состоятельна, говорят эксперты. Конечно, граждане считают справедливым, что нарушители и лихачи будут платить больше, а добросовестные, аккуратные автомобилисты – меньше. Но похоже, что под словами «справедливые тарифы» опрошенные и те, кто формулировал вопросы и выводы, понимают разные вещи.

 

«Свободное тарифообразование означает, что нерешенные проблемы рынок с легкостью переложит в проблемных регионах на потребителя, который вынужден будет за все платить. Мы не против либерализации. Но проводить ее нужно не в тот момент, когда у рынка «не сходится» экономика. Иначе это приведет к повышению цен, обоснованному недовольству граждан, что бы нам ни рассказывали услужливые социологи. Либерализация без потрясений возможна на сбалансированном рынке. Сначала нужно добиться баланса, обеспечить бесперебойную работу, конкуренцию и права потребителя, а потом отпускать цены», – прокомментировал руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.