Источник: ПРАВО.RU
Автошколы считают, что новые правила ставят их в невыгодное положение. Во время экзамена за дублирующими педалями теперь сидит инспектор ГИБДД, но ответственность за ДТП все равно несет школа как владелец машины.
12 августа Верховный суд рассмотрит иск автоинструктора Бориса Свидлера к МВД (№ АКПИ21-535). Он просит признать недействительными п. 175 и п. 179 Административного регламента МВД по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами, который министерство утвердило приказом № 80 от 20 февраля 2021 года. Эти пункты требуют, чтобы во время экзамена за дублирующими педалями на переднем пассажирском сиденье был экзаменатор ГИБДД. Ранее ими мог пользоваться инструктор, который представляет автошколу.
Как сообщает «Коммерсант», который ознакомился с подробностями административного иска, заявитель считает новую норму рискованной для автошкол. Сейчас от 60% до 80% экзаменов проводятся на машинах, которые принадлежат школам. Ранее для страхования от возможных аварий достаточно было обычного ОСАГО, так как за дублирующими педалями находился представитель автошколы.
После вступления в силу новых правил требуется заключать «открытый» договор ОСАГО, по которому возмещение ущерба не зависит от того, кто за рулем. Такой договор примерно в два раза дороже обычного. При этом все равно не ясно, кто будет нести ответственность при ДТП. Статус инспектора ГИБДД в законе не урегулирован, подчеркивает Свидлер. При этом ученик, который находится за рулем, пока не имеет статуса водителя, а инструктор, то есть представитель владельца автомобиля, в лучшем случае находится на заднем сидении.
По нормам Гражданского кодекса собственник несет ответственность за причиненный его транспортным средством ущерб, если не докажет, что передал право владения им другому лицу в установленном законом порядке. Но новые нормы проведения экзаменов не подразумевают такой передачи.
Таким образом, новые нормы возлагают на автошколы необоснованные риски и потенциальные расходы, полагает Свидлер. Первоначально он обратился в прокуратуру Кемеровской области за разъяснениями, но там инструктору предложили направить заявление в ВС.
Коллегия Верховного суда по гражданским делам приняла иск к рассмотрению.
Глава Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева отмечает, что после вступления в силу нового регламента аварии во время экзаменов стали происходить чаще: инспекторы ГИБДД не всегда хорошо умеют пользоваться дублирующими педалями.