Источник: ОНФ
Потребителю необходимо дать возможность страховаться в любой компании по его выбору. То есть на рынке должна быть создана конкурентная среда, где его участники будут бороться за клиентов и работать с ними, а не зарабатывать на них. Пока для потребителей, которые хотят получить кредит или займ на выгодных условиях и с минимумом навязанных услуг, совет только один – изучайте предложения, заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Чаще всего знакомство со страховым продуктом по жизни и здоровью для потребителей, к сожалению, начинается в банках, напомнила эксперт. «А банки как основной канал продаж придерживаются принципа «Ничего личного, просто прибыль». Рынок рассчитывает в том числе и на невнимательность клиента. Мало кто читает в рекламе мелкий шрифт, а крупным – указана очень низкая ставка по кредиту. Про страховку узнают уже при заключении договора, а многие даже договор не читают», – рассказала Лазарева.
Как показывают опросы Народного фронта, все знают, что нужно внимательно читать договор. Но на практике до 90% потребителей этого не делают или не успевают сделать.
Для отказа от навязанной страховки существует инструмент – так называемый «период охлаждения», когда можно полностью и без потерь отказаться от договора страхования. Он длится две недели после заключения договора, и нужно успеть в этот срок обратиться в страховую компанию. Однако практика показывает, что не всем удается этим инструментом воспользоваться. «У регулятора есть все инструменты для борьбы с навязанными страховками. Но сложно доказать сам факт навязывания. Путь один, и мы о нем регулярно говорим – потребителю необходимо дать возможность страховаться в любой компании по его выбору. То есть на рынке должна быть создана конкурентная среда, где его участники будут бороться за клиентов и работать с ними, а не зарабатывать на них», – подчеркнула Лазарева.
Что касается разницы в ставке при отказе от страховки, то это не противоречит законодательству. Это оценка риска, пояснила эксперт. Сейчас, в сложных для всех условиях, этот риск, очевидно, выше. Хотя в идеале, если страховка покрывает риски полностью, то при прозрачных условиях страхования она не должна существенно отличаться, добавила она.
«Пока для потребителей, которые хотят получить кредит или займ на выгодных условиях и с минимумом навязанных услуг, совет один – изучайте предложения. Не нужно торопиться и брать кредит в первом банке, который вы увидите у своего дома. Посмотрите сайты нескольких банков, изучите список страховых компаний, с которыми они сотрудничают, почитайте сайты и форумы отзывов потребителей финансовых услуг, загляните на маркетплейсы и выбирайте тот продукт, который подойдет вам. Такой основательный подход поможет не совершить ошибку и избежать пусть не всех, но большей части нарушений ваших прав. Ведь предотвратить нарушения всегда легче, чем с ними бороться», – резюмировала Лазарева.