Источник: СФУ
Участники Петербургского международного юридического форума «Legal Forum 9 3/4» обсудили результаты деятельности института финансового уполномоченного и перспективы развития досудебного урегулирования споров в финансовой сфере.
Дискуссия состоялась в рамках сессии «Становление и развитие института финансового уполномоченного как эффективного средства правовой защиты граждан», модератором которой выступил Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.
Спикерами секции стали:
- первый заместитель председателя Банка России, председатель Совета службы финансового уполномоченного Сергей Швецов;
- депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Общественного Совета при Главном финансовом уполномоченном Игорь Дивинский;
- судья Верховного Суда Российской Федерации Михаил Кротов;
- президент Всероссийского союза страховщиков, член Совета Службы финансового уполномоченного Игорь Юргенс.
ИТОГИ РАБОТЫ
В первой части секции участники обсудили результаты работы института досудебного урегулирования споров на финансовом рынке. Юрий Воронин привел статистические данные о работе в 2020 году, согласно которым в Службу финансового уполномоченного, которая рассматривала споры в сфере страхования и микрофинансирования, за отчетный период поступило 187 386 обращений потребителей. Принято 114 907 решений, из которых в 37,2% случаев требования потребителя удовлетворены, в 48,8% потребителям отказано в удовлетворении требований. В 14% случаев принято решение о прекращении рассмотрения обращений по различным причинам.
Служба осуществляет взаимодействие с 6 904 финансовыми организациями. Весной 2020 года Службе пришлось из-за пандемии и ограничительных мер в крайне сжатые сроки организовать работу в удаленном режиме, отметил Главный финансовый уполномоченный. «Мы не приостанавливали ни на один день работу с обращениями граждан, благо большинство обращений подают в Службу в электронной форме. За наиболее напряженный период работы – в апреле и мае – в Службу поступило 25 434 обращений и вынесено 17 786 решений», — отметил он.
Воронин добавил, что, по данным Верховного Суда РФ, работа института финансового уполномоченного значительно снизила нагрузку на судебную систему. Что касается страхового рынка, то, по данным Российского союза автостраховщиков, заметно снизились судебные издержки страховых компаний.
В ходе секции оценку работе института финансового уполномоченного дал первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов. «Я считаю, что это один из лучших проектов в области защиты прав потребителей за последние 10 лет в Российской Федерации», — сообщил Сергей Швецов.
Он напомнил, что благодаря работе финансового уполномоченного число страховых споров в судах сократилось примерно вдвое. «При том, что издержки страховых компаний также упали. И сейчас мы говорим, что индивидуализация тарифов ОСАГО снизила стоимость полиса, но какой-то вклад в снижение стоимости ОСАГО, конечно, внес и институт омбудсмена», — подчеркнул Швецов.
Судья Верховного Суда РФ Михаил Кротов согласился, что институт финансового уполномоченного в России состоялся. «То реальное снижение судебной нагрузки не только на Верховный суд, но и вообще на судебную систему, оно свидетельствует о том, что необходимость досудебного порядка диктуется временем. Количество обращений большое, многие вопросы являются типовыми, и спор ради спора в суде конечно никому не нужен», — сказал он.
Электронный формат взаимодействия в период пандемии продемонстрировал и ту возможность, которая действительно позволила без обращения в те органы, для которых был введен особый режим работы, реализовать свои права, продолжил Кротов. «И этот формат тоже, видимо, нуждается в дальнейшем развитии, потому что действительно можно только положительно оценить то, как это было сделано, работа в период пандемии дала большое количество обращений и показала эффективность рассмотрения этих споров», — добавил Кротов.
Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс в ходе дискуссии отметил, что институт досудебного урегулирования споров на финансовом рынке работает как институт гражданского общества, а не чисто юридическая инстанция. «Он работает как институт воспитания как потребителя, так и воспитания, в нашем случае — страховщиков, в духе ценности того продукта, который они продают, и отвечают за него впоследствии», — считает Юргенс.
Депутат Государственной Думы РФ Игорь Дивинский отметил, что в условиях снижения реальных доходов населения, повышения уровня закредитованности граждан и роста невозврата кредитов многие финансовые организации идут на сознательное нарушение прав потребителей финансовых услуг или вводят в заблуждение относительно реальных выгод и действительных условий предлагаемых услуг. «В таких условиях деятельность финансового уполномоченного становится еще более важной и необходимой для цивилизованного и, главное, оперативного решения ситуаций», — резюмировал Дивинский.
ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Вторая часть дискуссии касалась планов и перспектив дальнейшего развития института финансового уполномоченного.
«Нам хотелось бы, чтобы Служба финансового уполномоченного стала общепризнанным авторитетным экспертным органом в вопросах разрешения споров на финансовом рынке, приобрела широкую известность среди граждан», — отметил Воронин. В этих целях планируется работа в направлении повышения финансовой грамотности, расширение популярности института. Одним из каналов получения потребителями информации о досудебном урегулировании споров станут страховые полисы, на которых планируется отражать эти сведения.
В планах Службы — создание внутри института единого центра методологии рассмотрения ряда категорий споров, который будет вырабатывать единообразные предсказуемые решения, чтобы и потребительские сообщества, и финансовые организации четко понимали, какие в каком случае будут вынесены решения финансовым уполномоченным, продолжил Главный финансовый уполномоченный.
Служба в целях влияния на поведение участников рынка планирует на своем официальном сайте публиковать рэнкинги финансовых организаций, которые будут отражать положение компании с точки зрения количества обращений, удовлетворения требований и т.д. Эти рэнкинги будут влиять на решение потребителя при покупке финансовой услуги.
Первый заместитель Председателя Банка России считает важным расширять действие финансового уполномоченного на другие сектора финансового рынка, так как институт показал себя положительно на страховом рынке. «У нас много продуктов, у нас много споров между участниками и финансовыми организациями, и омбудсмену есть где развернуться – это переходы между НПФ, это взаимоотношения в рамках микрофинансирования, и многое другое, о чем мы много говорили», — добавил Швецов.
Участники секции также обсудили вопросы включения в компетенцию финансового уполномоченного сферы банкротства физических лиц, медиации в спорах между клиентом и финансовой организацией, тему снижения неустойки, которая в данный момент возможна лишь по решению суда, а также цифровизации института досудебного урегулирования споров.