Источник: Банк России
В III квартале 2024 г. объем страховых премий вырос почти в 2 раза относительно III квартала предыдущего года.
По итогам 9 месяцев 2024 г. рынок увеличился почти в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Мощным драйвером страхового рынка стали сегменты ИСЖ и НСЖ, которые выросли до рекордных значений.
Рост сборов в некредитном страховании жизни поддерживался активными продажами краткосрочных программ на фоне увеличения располагаемых доходов населения, а также заключением крупных договоров.
В страховании ином, чем страхование жизни, основной рост пришелся на ДМС, автокаско и корпоративные виды страхования.
Увеличение сборов ДМС было частично обусловлено переклассификацией части премий в ДМС из другой учетной группы и ростом объемов взносов по страхованию работодателями своих сотрудников.
Переклассификация затронула договоры с недорогим покрытием, проданные физическим лицам через банковский канал.
Рост популярности ДМС для сотрудников среди работодателей объясняется желанием повысить свою привлекательность в условиях дефицита кадров.
В то же время при увеличении числа застрахованных работодатели стремились ограничить свои издержки на ДМС за счет сужения включенного в программы набора рисков.
Рост взносов по страхованию автокаско в III квартале 2024 г. ускорился до 23,3% к/к, объем взносов составил 89 млрд руб., более половины взносов обеспечили физические лица.
Число договоров, заключенных с ними, выросло более чем на 200 тыс. ед. г/г, до 2 млн ед. в III квартале 2024 года.
Это объясняется увеличением продаж новых автомобилей, на которые, как правило, оформляется страхование автокаско.
Росту числа договоров также способствует спрос на страхование подержанных автомобилей в связи с увеличением стоимости транспортных средств и восстановительного ремонта.
Средняя страховая выплата по страхованию автокаско по итогам 9 месяцев 2024 г. выросла до 189,3 тыс. руб. (+22,3% г/г).
В результате ускоренного роста состоявшихся убытков и расходов по ведению страховых операций по сравнению с динамикой заработанных премий ККУ по страхованию автокаско по итогам 9 месяцев 2024 г. вырос до 86,3%.
По данным отчетности страховщиков, объем взносов по ОСАГО по итогам III квартала 2024 г. вырос на 5,4% (до 87,8 млрд руб.), по итогам 9 месяцев 2024 г. рост составил 3,2% (до 242,7 млрд руб.).
Число заключенных в III квартале 2024 г. договоров ОСАГО, включая краткосрочные6, увеличилось на 9,9% г/г.
Средняя страховая премия по итогам III квартала 2024 г. снизилась на 0,3 тыс. руб. г/г, до 7,4 тыс. руб., в значительной степени за счет появления краткосрочных полисов с низкой стоимостью.
По данным автоматизированной информационной системы страхования, за 9 месяцев 2024 г. было заключено 32 млн классических договоров ОСАГО (с обычной продолжительностью) и 332,2 тыс. краткосрочных полисов средней продолжительностью 2 дня (более 90% из них приходится на договоры такси).
Для всех категорий страхователей средняя премия по классическим полисам за 9 месяцев 2024 г. составила 7,6 тыс. руб. (снизилась на 1,7%), для обычных автомобилистов – 7,0 тыс. руб. (снизилась на 2,2%).
Средняя стоимость краткосрочных полисов составила 544 руб. (168 руб. по полисам ОСАГО для такси).
Объем выплат по ОСАГО в III квартале 2024 г. вырос на 9,1% г/г, до 45,2 млрд руб., и на 21,5% г/г, до 147,3 млрд руб., по итогам 9 месяцев 2024 года.
При этом средняя страховая выплата выросла на фоне роста стоимости запчастей до 92,9 тыс. руб. по итогам 9 месяцев 2024 года. ККУ по ОСАГО по итогам 9 месяцев 2024 г. составил 85,5%.
Взносы и выплаты по страхованию имущества юридических и физических лиц, а также по страхованию грузов увеличились.
Существенный объем выплат по страхованию имущества юридических лиц пришелся на выплаты по риску пожаров – этот риск характеризуется максимальными выплатами на один страховой случай.
Значительный объем выплат по страхованию имущества физических лиц пришелся на выплаты по риску стихийных бедствий в связи с осуществлением выплат по наводнениям, вызванным весенним паводком.
Рынок страхования грузов по итогам 9 месяцев 2024 г. увеличился на 1/3 г/г, до 37,2 млрд рублей.
Росту взносов в том числе способствовали рост объемов перевозок, изменение логистических цепочек, приводящее к удлинению маршрутов, и увеличение средней стоимости перевозимых грузов.