АКТУАЛЬНО

Правила техосмотра с 01 января 2022 года

Андрей Давыдов



30 декабря 2021 года опубликован и вступил в силу федеральный закон от 30.12.2021 № 494-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Этот закон содержит основные положения долгожданной реформы правил техосмотра транспортных средств и их регистрационного учета в ГИБДД:


  1. легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие гражданам на праве собственности и используемые исключительно в личных целях, не подлежат техническому осмотру (техосмотру) за исключением ряда случаев
  2. ГИБДД не вправе проверять техническое состояние транспортного средства с действующей диагностической картой кроме случаев визуального обнаружения признаков технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения
  3. действующая диагностическая карта на транспортное средство потребуется для его постановки на регистрационный учет в ГИБДД, если: транспортное средство старше 4-х лет или у него изменена конструкция и/или заменен основной компонент.   


Однако, кажущаяся простота этого федерального закона очевидно потребует в его практическом применении изменения административных регламентов МВД РФ и даже разъяснений Верховного Суда РФ. Так, например, законодатель оставил открытыми для истолкования нормы, касающиеся:

  • определения принадлежности транспортного средства (по правоустанавливающим документам или по данным регистрационного учета ГИБДД ?), что приобретает существенное значение в случае нахождения транспортного средства в общей (долевой) собственности физического и юридического лица
  • определения "личных целей" собственника транспортного средства при его использовании и их отграничения от случаев использования транспортного средства "в связи с иной деятельностью" собственника и/или, что становится существенным, в случае передачи транспортного средства в управление другому лицу (водителю)


Указанные коллизии порождают вопросы к заключению Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального собрания РФ на законопроект в той его части, где указывается на отсутствие выявленных коррупциогенных факторов.

 

Тем не менее, неизбежные коллизии в применении федерального закона не могут перевесить главное преимущество от его принятия - освобождение рыночных секторов страхования ОСАГО и услуг проведения техосмотра транспортных средств от избыточного госрегулирования.