+7 (495) 765-3504
+7 (495) 518-5350
info@sadko-online.ru 

22.02.18
В Туле состоялось совещание при Генеральном прокуроре Российской Федерации по вопросам защиты прав инвесторов

22.02.18
Группа Ренессанс страхование увеличила уставной капитал компании

22.02.18
Сборы Ингосстраха в 2017 году сократились на 9%, выплаты выросли на 2%

Исключительная мера кадастрового наказания

 

Опубликовано: 25.01.18 00:04

Исключительная мера кадастрового наказания

Перефразируя классика, можно сказать, что межевание земельных участков портит дачников, садоводов, огородников и прочих землевладельцев.

И это - несмотря, а то и вопреки, всем стараниям госорганов навести порядок в регистрации прав на землю и, соответственно, максимально упростить земельные споры.

 

Так, в 2013 году лишь сведущие землевладельцы обратили внимание на распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2012 года № 2236-р о плане мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Одним из самых важных в этом плане был пункт 21.4 об исключении с 01 января 2018 года из законодательства положений, допускающих внесение сведений в реестр прав на недвижимость в отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельных участков.

Масштабное изменение в 2015 году федерального законодательства о госрегистрации прав на недвижимость уже не прошло незамеченным и вызвало озабоченность значительного числа землевладельцев о своих правах на земельный участок.

 

Опасения землевладельцев во многом основывались на сложившейся в 2014 - 2015 годах судебной практике об исключении из кадастра недвижимости сведений о границах (точнее – о координатах характерных точек границ) земельных участков тех землевладельцев-ответчиков, кто не стали добровольно участвовать в инициированном землевладельцами-истцами межевании земельных участков по новым правилам.

 

Чтобы как-то снизить количество и накал судебных споров о границах земельных участков, пришлось вмешаться вышестоящим судам, например:

​ в определении Верховного Суда РФ от 18.10.2016 г. № 4-КГ16-35 указывается:

«суд принял решение об исключении сведений о местоположении границ земельных участков ответчика, не установив наличие законных оснований для этого»

​ в пункте 5 Бюллетеня судебной практики Московского областного суда за третий  квартал 2016 года (утвержден президиумом Мособлсуда 23.11.2016 г.) указывается:

«в нарушение приведённых требований закона, при наличии спора о границах, суд не внёс изменение в данные ГКН о границах земельного участка ответчика, а полностью исключил сведения о земельном участке О., что означает прекращение существования данного объекта недвижимости … и  существенно нарушает право О. на земельный участок как на объект права».

 

Со своей стороны, Росреестр в начале 2016 года принялся публично разъяснятьпреимущества внесудебного межевания. Главный побудительный мотив: после 01 января 2018 года станет невозможно зарегистрировать право на земельный участок без установленных границ либо границы которого пересекают границы другого земельного участка.

 

Тем не менее, в 2017 году районные (городские) суды, пусть и с большей мотивированной осмотрительностью, но продолжили принимать радикальные решения об исключении из ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельных участков.

Исполнение таких решений Росреестром фактически означает необходимость безальтернативного аннулирования зарегистрированных прав землевладельцев-ответчиков на их земельные участки, что выглядит как «исключительная мера кадастрового наказания» за игнорирование государственного требования уточнить границы.

 

Однако, и «исключительная мера кадастрового наказания», и механизм ее наложения (исполнения) являются юридически сомнительными (если не сказать – откровенно незаконными), на что стали обращать внимание даже в Росреестре.

Например, по мнению территориального подразделения Росреестра, исключение из ЕГРН сведений о характеристике объекта недвижимости без внесения нового значения такой характеристики действующим законодательством не предусмотрено, а поэтому исключение из ЕГРН сведений об описании местоположения границ земельного участка должно влечь за собой внесение новых сведений об описании местоположении его границ.

 

Приведенное мнение Росреестра полностью соответствует системному толкованию законодательных норм о компетенции суда при устранении ошибок в ЕГРН.

Так, согласно п.6 ст.61 федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости суд при принятии решения по делу не может ограничиться только лишь исключением сведений из ЕГРН: «Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.»

 

Вот почему с 2017 года при рассмотрении судами дел об исправлении реестровых ошибок стали все чаще приниматься в качестве основного доказательства заключения судебной землеустроительной экспертизы, содержащей, в т.ч. сведения о местоположении границ земельных участков. Именно такие экспертные заключения позволяют судам принимать мотивированные и обоснованные решения об исправлении реестровых ошибок (которых может быть несколько).

 

А пока, в отсутствие разъяснения Верховным судом РФ вопросов принятия нижестоящими судами законных решений об исправлении реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, все еще приходится наблюдать примеры порочной судебной практики об исключении из кадастра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельных участков.

Следовательно, отечественные землевладельцы не могут быть застрахованы от несения бремени наложенной судом «исключительной меры кадастрового наказания».

 

Версия для печати

  

Предыдущая новость  | Назад | Следующая новость