+7 (495) 765-3504
+7 (495) 518-5350
info@sadko-online.ru 

22.02.18
В Туле состоялось совещание при Генеральном прокуроре Российской Федерации по вопросам защиты прав инвесторов

22.02.18
Группа Ренессанс страхование увеличила уставной капитал компании

22.02.18
Сборы Ингосстраха в 2017 году сократились на 9%, выплаты выросли на 2%

Налоговое преступление бюджет не простит

 

Опубликовано: 16.01.18 03:18

Налоговое преступление бюджет не простит

Опубликовано письмо ФНС РФ от 9 января 2018 г. № СА-4-18/45@ «О направлении для использования в работе постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2017 № 39-П».

 

Как следует из наименования документа, он фактически представляет собой методическое пособие для территориальных налоговых органов по организации практической работы по привлечению граждан-предпринимателей к возмещению причиненного бюджету налоговыми преступлениями вреда.

При этом, к материальной ответственности пока привлекаются лишь те, кто «были осуждены за совершение налоговых преступлений, связанных с неуплатой налогов организацией, или в отношении которых уголовное преследование в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям.»

 

В своем письме ФНС РФ обращает внимание на следующие существенные условия привлечения граждан-предпринимателей к «деликтной ответственности» перед бюджетом за недоимки своих организаций-налогоплательщиков:

 

​ при разрешении вопроса о гражданском иске в условиях прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям налоговые органы должны представлять в суды доказательства наличия состава правонарушения физического лица, к которому предъявлены требования о возмещении вреда, с тем, чтобы предоставить суду возможность дать им оценку

​ истцу необходимо доказать факт неправомерного причинения вреда, а также его размер;

к числу таких доказательств могут относиться, в том числе, материалы налоговых проверок деятельности организации-налогоплательщика, материалы предварительного расследования в отношении физического лица, к которому предъявлен иск о возмещении им вреда, включая сведения об установленных органом предварительного расследования фактических обстоятельствах совершенного деяния, содержащиеся в решении о прекращении уголовного дела;

особое внимание необходимо уделять доказательствам причастности привлекаемого к ответственности физического лица к хозяйственной деятельности организации и влияния на ее действия

​ вред, причиняемый нарушениями законодательства о налогах и сборах, заключается в непоступлении в бюджет соответствующего уровня суммы неуплаченных налогов (недоимки) и пеней, как компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок

​ при определении субъектов ответственности и степени вины каждого из них налоговым органам необходимо исследовать обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения иска о возмещении субъектами ответственности вреда; при этом выявленные факты и доказательства не связаны с основаниями для предъявления гражданского иска, но подлежат использованию налоговыми органами при заявлении ответчиком доводов о несоразмерности взыскания

​ налоговым органам необходимо обращать внимание судов на то, что отсутствие доказательств непосредственного или косвенного обогащения (выгоды) причинителя вреда в связи с совершением противоправных деяний не может рассматриваться как основание для его освобождения от деликтной ответственности, поскольку факт получения выгоды от причинения вреда не указан в законодательстве как условие привлечения к возмещению вреда

​ снижение размера ответственности конкретного лица исходя из степени вины должно коррелировать с возложением оставшейся части ответственности на иное виновное лицо; при отсутствии вины иных лиц предполагается, что вина в причинении вреда в полном объеме лежит на его причинителе

​ если к виновному лицу применен вид наказания, не связанный с лишением свободы (в том числе применение наказания в виде лишения свободы условно, освобождения от наказания), налоговым органам необходимо обосновывать необходимость применения гражданско-правовой формы ответственности и привлечения к возмещению причиненного вреда в полном объеме

​ необходимо исключать ситуации взыскания ущерба в двойном размере (один раз - с юридического лица в порядке налогового законодательства, а второй - с физического лица в порядке гражданского законодательства)

​ в случае, если до фактического исполнения уже вынесенного судебного акта сумма вреда была полностью или частично возмещена за счет иных источников, налоговым органам следует предъявлять к взысканию только соответствующую оставшуюся сумму неисполненного обязательства; также возможно использование института пересмотра соответствующего судебного постановления по новым обстоятельствам.

 

Также в письме ФНС РФ указывается, что для запуска судебной процедуры привлечения граждан-предпринимателей к ответственности необходим любой формальный повод, например:

​ при возвращении исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства по мотивам, связанным с невозможностью его исполнения

​ при прекращении производства по делу о банкротстве или возврате заявления о признании организации-налогоплательщика банкротом в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве

​ если у организации-налогоплательщика имеются признаки недействующего юридического лица, в том числе до окончания процедуры исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц ("фактически недействующее юридическое лицо")

​ при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности

​ в случае, если данные о финансово-хозяйственном состоянии организации по результатам анализа, проведенного налоговым органом или иным лицом (арбитражным управляющим, экспертом), указывают на невозможность удовлетворения требований об уплате обязательных платежей, которые не поступили в бюджет в результате преступных действий, с учетом рыночной стоимости активов организации

​ при отсутствии по имеющимся у налогового органа данным правовых и (или) фактических оснований и (или) достаточной доказательной базы для взыскания задолженности с лиц, привлекаемых к ответственности по долгам организации (в том числе в случае, когда у лиц, в отношении которых имеются соответствующие правовые основания и добытые доказательства, отсутствуют активы, за счет которых может быть произведено взыскание).

 

Как специально подчеркивается ФНС РФ, территориальные налоговые органы в отношении управляющих «фирмами-однодневками» должны готовить гражданские иски немедленно, т.е. не дожидаясь «исчерпания иных возможностей возмещения вреда», а также во всех случаях заявлять ходатайства о принятии судами мер по обеспечению возмещения вреда.

 

Версия для печати

  

Предыдущая новость  | Назад | Следующая новость